В Standard&Poor's сдержанно оценивают перспективы российского ВВП. Фото Reuters |
Несмотря на все надежды властей, экономика РФ не может расти даже на 2% в год, указывают экономисты международного рейтингового агентства Standard&Poor’s (S&P). Рост ВВП ограничен действием санкций и отсутствием структурных реформ, а это значит, что перспективы пересмотра кредитного рейтинга РФ также остаются под вопросом. Применительно к российским реалиям лишь ускоренный рост ВВП может служить весомым толчком к повышению суверенного рейтинга, заявляют в S&P. Но его пока нет.
Российская экономика вышла из рецессии и в текущем году вырастет на 1,8%. Таковы ожидания аналитиков международного рейтингового агентства Standard&Poor’s. Вместе с тем в агентстве не видят особых предпосылок для ускорения роста российского ВВП. В S&P считают, что в 2018-м экономический рост РФ даже замедлится до 1,6%. «Такого быстрого роста инвестиций и производительности труда не будет. Рост будет связан с небольшим увеличением цены на нефть, которое произошло в этом году, и ростом реальных заработных плат, в основном за счет снижения инфляции. Это будет подталкивать потребительский спрос, будет двигать экономику. Но в целом очень консервативно смотрим на ситуацию, – подчеркнул вчера в ходе конференции директор группы «Суверенные рейтинги» агентства S&P Карен Вартапетов. – Наш прогноз – 1,5–1,6% роста ВВП в среднесрочной перспективе».
Помимо высокого уровня неопределенности, связанного с ужесточением санкций и плохо прогнозируемой реакцией российских властей на них, экономический рост в стране по-прежнему имеет структурные ограничения. В частности, как полагает Вартапетов, макроэкономическая политика, которой придерживается правительство РФ, сохранится после президентских выборов 2018 года, но вряд ли можно ожидать проведения каких-либо сложных структурных реформ. «Аванс в виде общественной поддержки дает правительству возможность для проведения таких реформ. Будет ли она использована – нам непонятно. Мы довольно консервативно смотрим на перспективы их проведения. Несмотря на то что эффективность антикризисной политики очень высока, на мой взгляд, способность и желание снять структурные ограничения в экономике и решать структурные проблемы не высокие», – приводит слова экономиста портал Банки.ру.
Напомним, еще в сентябре рейтинговое агентство подтвердило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг России на уровне BB+. Этот уровень, по оценке S&P, считается неинвестиционным (или «мусорным»). Прогнозы по рейтингам остаются «позитивными», то есть S&P может повысить суверенные рейтинги РФ в ближайшие 12 месяцев, если восстановление экономики продолжит набирать силу, а ВВП на душу населения достигнет значений, сопоставимых со странами с аналогичным уровнем развития. Поспособствовать повышению рейтинга может финансовая стабильность и кредитная активность банков.
В S&P сообщают, что следующий пересмотр рейтинга РФ может произойти уже в марте 2018 года. Однако, как выясняется, позитивный прогноз – это вовсе не 100-процентная гарантия будущего улучшения рейтинга. В агентстве вчера отметили, что это скорее «30-процентная гарантия повышения кредитного рейтинга в течение 12 месяцев».
Это подтверждается прошлыми отчетами агентства. В сентябрьском отчете компании отмечалось, что прогноз для России может быть пересмотрен на «стабильный» и что S&P может даже понизить рейтинг «в случае наступления геополитических событий, которые приведут к существенному ужесточению санкций». Заметим, в конце прошлой недели стало известно о возможном включении в санкционный список еще 39 российских компаний (см. «НГ» от 30.10.17).
Даже при отсутствии внешних или внутренних шоков у российской экономики остается не так много возможностей для пересмотра кредитного рейтинга, сообщают в S&P. «РФ демонстрирует инерционные темпы роста, что указывает на зависимость от многих факторов. В этом смысле темпы экономического роста являются ключевым условием для пересмотра рейтинга», – пояснил Карен Вартапетов.
Впрочем, отношение российских властей к кредитным рейтингам довольно противоречивое. Так, на сентябрьское решение S&P глава Минфина Антон Силуанов замечал, что «рейтинговые агентства придерживаются консервативного подхода к оценке нашей экономики». Вчера же замминистра финансов Владимир Колычев заявил, что Россия может удивить международные рейтинговые агентства положительными изменениями в экономике в ближайшие 1-2 года. «И причин, для того чтобы удерживать наш рейтинг ниже инвестиционного уровня, будет все меньше и меньше у рейтинговых агентств», – заверил он.
Особых надежд относительно перспектив отечественной экономики зарубежные аналитики не питают. В агентстве Moody’s подчеркивают, что экономика РФ восстанавливается недостаточно уверенно для пересмотра суверенного кредитного рейтинга России. «Мы ждем структурных реформ», – объясняла агентству Reuters старший вице-президент Moody’s Investor Service Кристин Линдоу. По ее словам, без реформ российская экономика будет расти только на 1,5% в год в ближайшие семь лет. «Роста более чем на 2% не будет», – уверяла она.
В то время как иностранцы сомневаются в росте отечественной экономики более чем на 1,5–1,6% в год, правительственные чиновники рисуют в прогнозах более воодушевляющие цифры. Так, бюджет на предстоящую трехлетку сверстан из предположения, что экономика РФ будет расти более чем на 2% в год. Похожие ожидания и у Центробанка.
Заметим, не все в «большой тройке» скептически настроены по отношению к РФ. В частности, агентство Fitch единственное сохранило кредитный рейтинг РФ на инвестиционном уровне. Кроме того, в компании полагают, что в 2017 году экономика РФ вырастет на 2%. А в 2018–2019 годах рост составит более 2%.
Критерии рейтингования в западных агентствах достаточно сложны и разнообразны, поясняют эксперты. «Аналитики агентств изучают множество как финансовых, так и нефинансовых характеристик, таких как страновой риск, геополитические факторы, особенности менеджмента и корпоративного управления. Прогноз по рейтингу лишь означает, что агентство считает возможным изменение кредитного рейтинга в ближайшие 6-14 месяцев», – объясняет директор по инвестициям компании «Питер Траст» Михаил Алтынов. При этом эксперт считает, что 30-процентная вероятность изменения рейтинга представляется даже оптимистичной.
К рейтингам агентств не стоит относиться слишком серьезно, полагают некоторые аналитики. «Данные, которые они приводят в своих расчетах, во многом субъективные и не отражают реальной картины дел в российской экономике, где ситуация, по нашему мнению, прямо противоположна тому, что считает S&P», – говорит аналитик «Алор Брокер» Евгений Корюхин. «Стране удалось выйти на темпы роста экономики в пределах 1,5%, удалось побороть инфляцию, и нарастить кредитование экономики до 45% ВВП. Также заметно улучшаются условия в сфере труда, постепенно повышается уровень реальной заработной платы. Низкий государственный долг, вместе с высокой ставкой по обязательствам государства, делают наш рынок интересным для иностранных инвесторов», – подчеркивает он.
Однако эксперты признают, что проблемы в российской экономике действительно есть. «Международные рейтинговые агентства не объективны, но и предпосылок для бурного экономического роста в РФ на самом деле пока не наблюдается», – замечает замначальника отдела «Солид» Азрет Гулиев. По его словам, 1,5% роста ВВП в год вполне можно отнести к статистической погрешности. «Более сдержанный экономист сказал бы, что рост будет в районе нуля, и был бы прав. Структурные реформы, о желательности которых говорят аналитики рейтинговых агентств, невозможно рассматривать в отрыве от внутренней политики, которая крайне консервативна последние 15 лет, и вряд ли можно надеяться, что она резко изменится после выборов», – рассуждает экономист.
Очевидно, не добавляет стабильности российской экономике и проблема долгов субъектов РФ. Они, судя по оценкам, уже выше 2,2 трлн руб.
Коммерческие долги российских регионов составляют почти половину госдолга субъектов РФ и достигают почти триллиона рублей, заявил на совещании с членами правительства президент Владимир Путин. «У целого ряда регионов… сохраняется очень высокий объем выплат по так называемым «рыночным» долгам, то есть по государственным ценным бумагам и дорогим кредитам в коммерческих банках», – заметил президент. При этом у некоторых регионов он существенно превышает весь годовой доход, а еще у 11 – половину собственных доходов. «Это и Костромская область – 121%, Астраханская – 95%, Волгоградская – 77%, Кабардино-Балкария – 75%, Орловская – 66% и так далее», – перечислил Путин.
В качестве решения проблемы правительство РФ выделит бюджетные кредиты регионам с высокой коммерческой задолженностью, заявил президент. «Но хочу подчеркнуть, я хочу, чтобы меня в регионах услышали: свои обязательства нужно выполнять, нужно над этим работать», – добавил Путин. Он пояснил, что при текущем уровне долговой нагрузки регионы не смогут эффективно решать задачи развития, обеспечивать стандарты качества жизни граждан, проживающих на этих территориях.