Глава Сахалинской области Олег Кожемяко (слева) рассчитывает на японские инвестиции. Фото с сайта www.sakhalin.gov.ru
На Южных Курилах – давно невиданная международная экономическая активность, тут уже второй раз за год побывали бизнес-миссии из Японии. Первая группа из 69 человек приезжала почти на неделю в конце июня, вторая из 66 человек уехала домой в понедельник. Власти Сахалинской области надеются, что после детальной проработки проектов они заработают в 2019 году. За это время предстоит решить и вопрос с правовым полем работы японцев на островах, которые они называют своими Северными территориями.
Сначала японцы осматривали на островах Кунашир, Итуруп и Шикотан все подряд. Их интересовали электростанции, строящаяся гостиница, больницы и спортивные центры. Вторая миссия стала более конкретной, ее участники уже разбились на пять тематических групп – «сельское хозяйство», «туризм», «энергетика», «окружающая среда» и «марикультура».
Председатель правительства Сахалинской области Вера Щербина показала возглавлявшему японскую делегацию советнику премьер-министра Эиити Хасэгава и другим участникам марикультурной группы бухты Кунашира. В Космодемьянской бухте в принципе можно выращивать мидии, трепанга и других моллюсков, но из-за сильных штормов сделать это можно, только построив защитное сооружение. Та же история и в Серноводской бухте: тут большие запасы морского гребешка, но и его разводить из-за частых и сильных штормов в садках не удастся, надо применять пастбищный способ: наловить молодых гребешков, подрастить в бассейнах, а потом вернуть в море.
Зовут японцев и в залив Измены. Здесь большие запасы ценных водорослей – ламинарии и анфельции, которые добывает местная компания. Она же строит завод для переработки сырья и предлагает японцам принять участие в проекте.
В других группах гости осматривали площадки под строительство теплиц для овощей, ветровых электростанций. Представитель японской ассоциации туркомпаний после осмотра природных достопримечательностей (а здесь есть вулканы и термальные источники) сообщил, что уже летом следующего года надеется организовать первый тур.
Правовые аспекты экономического сотрудничества на Курильских островах пока остаются туманными. Фото Reuters |
«Мы договорились, что руководители рабочих групп по каждому направлению начнут вырабатывать единые подходы, готовить технико-экономическое обоснование по конкретным проектам, – сказал губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко. – На следующей встрече, которая должна состояться через несколько месяцев, контуры будущих проектов будут более четко обрисованы. Я думаю, что 2018 год будет посвящен проектированию, а в 2019-м часть наших совместных начинаний будет реализована».
Вся эта активность на спорных территориях стала возможной после того, как еще в мае 2016 года премьер Японии Синдзо Абэ представил в Сочи Владимиру Путину «План сотрудничества» из восьми пунктов. Он же стал уверять всех, в том числе и российского президента, что подписание мирного договора не за горами и подписать его должны именно Путин и Абэ.
7 сентября во Владивостоке Владимир Путин по итогам своей встречи с японским премьер-министром сообщил, что по линии МИД двух стран отобран ряд перспективных проектов на островах, в том числе в сфере аквакультуры, ветроэнергетики, создания тепличных хозяйств, утилизации мусора, разработки туристических поездок.
По мнению президента «Деловой России» Алексея Репика, возглавляющего деловой совет двух стран, отношения России и Японии в последний год переживают невиданный уровень активизации в связи с тем, что японская экономика нуждается в сотрудничестве с РФ, чтобы вернуться к росту. Японию называют одним из ключевых партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Товарооборот между двумя странами за шесть месяцев 2017 года увеличился на 15% и составил 8,4 млрд долл.
В начале сентября российская бизнес-миссия посетила Японию. По словам Репика, в Саппоро почти все вывески дублируются сначала на русский, а потом уже на английский язык. С другой стороны, российскую делегацию встретил лозунг на резиденции губернатора Хоккайдо «Верните Курильские территории», который висит там уже 30 лет, а тот, кто его снимет уже не будет губернатором.
В середине октября на митинге в том же Саппоро Синдзо Абэ заявил, что возвращение островов является «сердечным желанием японских граждан», а подписание мирного договора между Токио и Москвой несет в себе выгоду для обеих сторон.
В России нет вывесок «Южные Курилы – наши», никто так красиво не объясняет японским партнерам, что и у граждан России не менее «сердечное желание» ни пяди своей земли не отдавать. Впрочем, это не мешает домашним конспирологам сообщать в сетях, что вопрос уже решен, острова отдадут в обмен на азиатские капиталы.
Возможно, эти панические слухи возникают в связи с тем, что японцы с одной стороны увязывают подписание мирного договора с возвратом островов. С другой – идут сообщения о том, что совместную экономическую деятельность на островах страны рассматривают как шаг на пути к заключению мирного договора. Вот и получается цепочка: гребешки – договор – острова.
Несмотря на взаимные бизнес-трипы пока Токио и Москва расходятся в том, как осуществлять экономические проекты на островах. Россия считает, что это необходимо делать в рамках российского законодательства, а Токио предлагает создать на этих территориях некую «специальную систему».
«Если сторонам удастся найти компромиссное решение по этому вопросу, проекты могут состояться. Для Токио это будет очень серьезное достижение: изменить юрисдикцию, даже в отношении отдельных проектов на островах, даже если это будет не японская юрисдикция, все равно – вывод из-под российского законодательства отдельных экономических субъектов будет представлен как большая победа японской дипломатии, – сказал «НГ» президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Монкевич. – Вместе с тем и для России такое решение не будет дипломатическим поражением. Сохранение контроля над островами, пусть и в видоизмененной юрисдикции – это соломоново решение, которое с одной стороны даст возможность наладить отношения с важным экономическим партнером, с другой – позволит «заморозить» болезненный вопрос на неопределенный срок».
«Японские власти в ближайшее время не откажутся от своих претензий, но в то же время они хорошо понимают, что Россия не пойдет на уступки, – считает управляющий партнер консалтинговой компании Kirikov group Даниил Кириков. – Сейчас на первый план выходит экономическая выгода, которая поможет сгладить конфликт – для обеих стран намного важнее наладить сотрудничество, чем обострять взаимное недовольство».
«Любые проекты и возможности сотрудничества с третьей экономикой мира для России крайне важны и перспективны. На фоне западных санкций «окно в Азию» может стать для нашей страны не только дополнительной возможностью для социально-экономического развития территорий, но и обеспечить создание точек роста, способных ускорить развитие приграничных регионов, – сказал «НГ» доцент Российского экономического университета им. Плеханова Максим Соколов. – Даже если проекты на Курильских островах не будут реализованы, это не значит, что японские инвесторы откажутся от реализации других проектов в регионах Дальнего Востока».
«Победа Синдзо Абэ на недавних парламентских выборах дает ему возможность выстраивать свой внешнеполитический курс на более долговременной основе. Бизнес-проекты, которые предлагает Япония, гипотетически могут быть определенным этапом на пути к урегулированию политических разногласий, а не наоборот, – сказала «НГ» завотделением Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Ирина Тимомнина. – Подход Абэ к решению проблемы мирного договора, очевидно, базируется на том, что развитие экономических отношений с РФ может стать своего рода положительным сигналом и импульсом к развитию политического диалога».
«Проблема законодательства в совместных проектах остаётся наиболее сложной. Япония не готова дать возможность своим предприятиям работать по российским законам, это означало бы фактическое признание со стороны Токио юридической принадлежности территорий России. Но компромисс в вопросе законодательства для совместного бизнеса принять легче, чем в территориальной проблеме, – сказал «НГ» ведущий аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман. – От тупиковых проблем политико-юридических разногласий идет переход к вопросам совместной выгоды от использования ресурсов региона. Для Японии, конечно, это и подспудная надежда затем «де-факто» смягчить и политическую позицию России по спорным территориям. Однако по принадлежности островов компромиссов со стороны России не будет».
«Будут ли свернуты новые проекты, когда для японцев станет очевидным, что Россия острова не отдаст? Думаю, что японские деловые и политические элиты настроены скорее реалистично, – считает эксперт компании «Международный финансовый центр» Роман Блинов. – Рациональность и прагматизм японского бизнеса в состоянии здраво оценивать риски, связанные с ведением международных проектов по всему миру, а это значит, что наличие на чаше весов риска невозвратности островов в состав современной Японии они для себя чётко видят. Возможно именно этим и тормозится экспансия японского бизнеса на острова Курильской гряды».