Столица Ирана примет трехсторонний саммит лидеров России, Ирана и Азербайджана. Фото Reuters
В среду президент Владимир Путин отправляется в Тегеран. В столице Ирана запланирована встреча президентов России, Ирана и Азербайджана – Владимира Путина, Хасана Рухани и Ильхама Алиева. По словам главы азербайджанского МИДа Эльмара Мамедъярова, встреча «прикаспийской тройки» посвящена развитию транспортного коридора «Север–Юг».
Этот транспортный коридор рассчитан на перевозку грузов из Индии и стран Персидского залива в Россию, Западную Европу, балтийские и Скандинавские страны. Создание коридора обсуждается уже с 1993 года. По межправительственному соглашению 2000 года Россия, Иран и Азербайджан хотят организовать прямое сухопутное сообщение по западному побережью Каспийского моря, построив новую линию железной дороги от иранского Казвина до азербайджанской Астары.
Ильхам Алиев ранее заявлял, что все строительные работы на азербайджанском участке транспортного коридора «Север–Юг» были завершены в прошлом году. «РЖД» сообщили на прошлой неделе, что за девять месяцев 2017 года по коридору «Север–Юг» железнодорожным транспортом было перевезено 4,7 млн т, на 21,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Также на прошлой неделе в Астрахани открылся первый в России иранский торговый дом. Для области, почти 30% внешнеторгового оборота которой приходится на Иран, событие, безусловно, важное. Впрочем, знаковое оно и для всей страны. Накануне трехстороннего саммита 1 ноября в Тегеране эксперты анализируют уровень экономического взаимодействия стран. Особенно интересует Иран, который долгие годы из-за международных санкций был выключен из многих сфер торговли, а теперь возвращает свои позиции. Что касается Азербайджана, то уровень экономического сотрудничества с ним российское руководство вполне удовлетворяет. Владимир Путин, например, заявлял, что в Азербайджане работает почти 600 российских компаний, а прямые инвестиции РФ составляют примерно 1,5 млрд долл. По данным Минэкономразвития, предоставленным «НГ», в январе–августе 2017 года российско-азербайджанский товарооборот составил 1709,1 млн долл. и повысился на 61,8% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. При этом российский экспорт составил 1273,4 млн долл. (+59,2%), а импорт – 435,7 млн долл. (+70,2%).
По итогам прошлого года товарооборот между РФ и Ираном превысил 2 млрд долл. «В 2016 году товарооборот увеличился по сравнению с 2015 годом на 70,5%», – уточняет руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока Российского центра стратегических исследований (РИСИ) Владимир Фитин.
В последнее время существенно вырос экспорт в Иран бумаги, древесины, одежды, черных металлов. «Почти в восемь раз выросли поставки в Иран локомотивов и железнодорожных вагонов – 26,2 млн долл. против 3,4 млн за тот же период в 2016 году», – говорит председатель Российско-иранского делового совета Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Обыденнов.
Возможно, в прошлом году еще работал «эффект базы», то есть сильный рост демонстрировали те позиции, по которым страны долго не торговали. Но, по данным Минэкономразвития, в январе–августе 2017 года уровень российско-иранского товарооборота снизился по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 17,9% и составил 989,6 млн долл. (1205,4 млн долл. в прошлом году). При этом российский экспорт уменьшился на 28,1%, а импорт из Ирана, наоборот, увеличился на 35,7%.
Экономическое сотрудничество прикаспийских стран (а к ним помимо России, Ирана и Азербайджана относятся также Казахстан и Туркмения), возможно, притормаживает из-за того, что они пока не могут согласовать основополагающие документы. Конвенцию по правовому статусу Каспия планировали подписать в 2017 году, но, похоже, не получится. Впрочем, переговоры о ней шли 20 лет, а реальная надежда подписать документ появилась в 2014 году, когда на Четвертом каспийском саммите в Астрахани удалось определиться по ее основным принципам.
Дно и недра Каспийского моря будут делить по договоренности между сопредельными и противолежащими государствами в двустороннем и трехстороннем форматах. По этому принципу Северный Каспий поделили между Россией, Казахстаном и Азербайджаном, а также Казахстаном и Туркменией. Осталось разделить дно и недра на юге.
Кроме того, Россия выражает явное недовольство тем, что затягивается и принятие Конвенции о защите биоресурсов. Об этом министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил на дискуссии во время Всемирного фестиваля молодежи в Сочи. Возможно, именно эти вопросы и будут основными на трехстороннем саммите.
Между тем Россия и Иран вот-вот начнут взаимную торговлю нефтью и другими товарами. Проблемы, связанные с открытием аккредитивов на экспорт иранской нефти в Россию, были решены, и оба государства начнут торговлю нефтью в ближайшее время, заявил замминистра нефти Ирана Амирхоссейн Заманиния. «Согласно условиям контракта, Национальная иранская нефтяная компания начнет продавать в Россию 100 тыс. барр. нефти в день в течение нескольких недель и будет получать равноценную денежную плату в натуральной форме», – рассказал замминистра изданию Financial Tribune. По словам Заманинии, Москва ведет переговоры о покупке нефти из Ирана, и соглашение будет подписано, как только будут завершены юридические детали контракта. «Помимо укрепления связей с РФ в нефтяной промышленности эта сделка поможет наладить более тесные двусторонние отношения в других секторах», – сказал Заманиния. По мнению чиновника, сделка может рассматриваться как шаг к дальнейшему укреплению экономических связей Тегерана и Москвы.