Фото Gettyimages
Шесть лет назад РФ выдала Кипру льготный кредит на 2,5 млрд евро, что было больше 10% его ВВП. Через три года Москва предложила офшорной гавани новые льготы – пятилетнюю отсрочку и почти двукратное снижение процентов. Тогда считалось, что Кипр страдает от банковского кризиса и щедрая Россия должна ему помочь. Сегодня же мы поменялись с Кипром местами – Россия страдает от потери валютных доходов, ее экономика стагнирует, а бюджет разъедает дефицит. У Кипра же все наоборот – бюджет стал профицитным, кредитный рейтинг поднимается, а экономика растет на 3% и больше. Тем не менее нельзя исключать, что Россия продолжит помогать Кипру по принципу «битый небитого везет». Переговоры между президентами РФ и Кипра начинаются сегодня в Кремле.
Вчера президент Республики Кипр Никос Анастасиадис сверил часы с премьером РФ Дмитрием Медведевым. При этом Медведев высоко оценил уровень взаимодействия России и Кипра. «Кипр является нашим надежным и важным партнером в Европе», – сказал он, отметив, что между двумя странами налажено полезное взаимодействие как по линии правительств, так и по линии бизнес-сообществ, а также в сфере культурного диалога. «Это нас очень радует. В этот раз подписывается целый ряд важных соглашений между нашими странами, поэтому ваш визит – хорошая возможность сверить часы», – сказал премьер-министр РФ, выразив уверенность, что переговоры президента Кипра с президентом РФ Владимиром Путиным 24 октября будут продуктивными.
Ранее в интервью российским СМИ президент Кипра рассказывал, что рассчитывает на «полноценное обсуждение с президентом РФ Владимиром Путиным и премьер-министром Дмитрием Медведевым ряда двусторонних вопросов, представляющих взаимный интерес».
Какие именно темы в отношении двух стран могут представлять этот взаимный интерес, кипрский лидер тогда не уточнял. Между тем отношения двух стран остаются неоднозначными. Евросоюз прямо называл Кипр «российским офшором», что, очевидно, не могло не повлиять на решение российских властей предоставить республике отсрочку на 2,5 млрд евро.
Напомним, в 2012–2013 годах в республике разразился финансово-экономический кризис. В качестве финансовой помощи Евросоюз тогда выделил стране антикризисную помощь в размере 10 млрд евро. В ответ на это Никосия согласилась «постричь» депозиты в своих банках. В частности, с каждого депозита, размер которого превышал 100 тыс. евро, было единовременно списано 9,9%. С депозитов меньше этой суммы – 6,75%. Решение распространялось абсолютно на всех – от корпораций до граждан других государств.
Сообщалось, что в результате такой «стрижки» страна получит около 5,8 млрд евро. Как известно, основные вкладчики местных банков – иностранцы, среди которых много русских и британцев. Так, по оценкам экспертов британской газеты Financial Times, сумма депозитов российских граждан в банках Кипра могла составлять от 8 млрд евро до 35 млрд евро. По оценкам международного рейтингового агентства Moody’s, российские корпорации держали на депозитах в кипрских банках около 19 млрд долл., что составляет примерно 7% от всех корпоративных депозитов российских компаний. Еще 12 млрд долл. в 2012 году приходилось на депозиты российских банков.
Кроме того, в Германии прямо предлагали России также поучаствовать в спасении Кипра с учетом того, что «банковская система островного государства завязана на интересы российского бизнеса». В российском правительстве отвергали возможность списания республике долгов на 2,5 млрд евро. Однако позднее РФ все же предоставила Кипру отсрочку на погашение кредита в 2,5 млрд евро.
Так, по графику кипрский долг должен был бы вернуться в российскую казну летом 2016 года. Однако правительство Дмитрия Медведева решило отказаться от первоначальных условий займа и проявило великодушие, предложив Кипру выплачивать долг не к середине 2016 года, а вплоть до конца 2021 года. При этом Кипру снижены и текущие платежи по обслуживанию долга – с 4,5 до 2,5% годовых. Отказ же от возврата 2,5 млрд евро в 2016 году правительство объяснило «просьбой кипрской стороны о снижении долговой нагрузки на бюджет республики в предстоящие годы». Что примечательно, российские власти тогда прямо признавали, что выделяют Кипру бюджетные деньги на гораздо более выгодных условиях, чем занимают сами: «новый уровень процентной ставки по кредиту меньше текущей стоимости заимствований России на международном рынке капитала в евро на сопоставимый срок». Как отмечалось, единственная номинальная выгода для России от реструктуризации кипрского долга – увеличение общего объема процентных платежей в бюджет на 73,1 млн евро (см. «НГ» от 18.08.14).
Кредит же перед РФ Кипр еще даже не начинал погашать, в частности, как следовало из пояснительной записки к закону о реструктуризации кипрского долга, кредит будет погашаться равными суммами в 625 млн евро ежегодно с 2018 по 2021 год.
Напомним, скандальный кредит Кипру, который превышал 10% его ВВП, был выдан Россией в конце 2011 года. Об условиях кредита тогда сообщил замминистра финансов РФ Сергей Сторчак. Но в 2011-м особых проблем наша казна не испытывала. Сегодня же стабильность российского бюджета вызывает вопросы. В частности, у многих экономистов вызывает опасение сокращение доходно-расходной части бюджета (см. «НГ» от 23.10.17). Вызывали опасения экспертов и планы властей по наращиванию средств в Фонд национального благосостояния за счет дорогих кредитных средств (см. «НГ» от 20.10.17).
В отличие от РФ экономика Кипра выглядит сегодня куда более благополучно. Так, рейтинговое агентство Fitch повысило долгосрочный кредитный рейтинг Кипра в иностранной и местной валюте до «ВВ». До выхода в инвестиционную категорию Кипру остался всего один шаг. Как следует из официального заявления агентства, повышение рейтинга отражает «серьезные улучшения в управлении государственными финансами и хорошие перспективы в этой области», поскольку бюджет остается сбалансированным и в 2017 году должен показать профицит в размере 1% ВВП. Fitch также прогнозирует рост экономики страны на 3,5% в 2017 и 2018 годах.
Ранее рейтинговое агентство Standard&Poor’s повысило прогноз суверенного рейтинга со «стабильного» на «положительный», подтвердив рейтинги по краткосрочным и долгосрочным заимствованиям на уровне BB+ и В. «Если правительство и далее будет эффективно проводить бюджетную консолидацию, а экономика продолжит восстанавливаться до докризисных уровней, то в течение бюджетного года долгосрочный рейтинг Кипра может быть повышен и, таким образом, он вернется в инвестиционную категорию», – сообщали в S&P.
Сами же киприоты полагают, что в 2018 году экономика страны вырастет на 3%, а в последующие два года – на 2,7%. Уровень госдолга в следующем году составит 97,9% ВВП (19,1 млрд евро) против 102,7% в текущем году. Таковы первичные проектировки бюджета Кипра на 2018 год. В отличие от РФ бюджет республики в следующем году ожидает профицита на уровне 3,8% ВВП. И это один из самых высоких показателей за всю историю Кипра. Как ожидается, такой уровень сохранится до 2020 года включительно. Также запланировано в финансовом документе страны и увеличение доходов и расходов.
Как результат улучшения экономической ситуации, Никосия уже начала частично возвращать свои долги. Так, еще в июле киприоты выплатили Международному валютному фонду 288 млн евро, сократив таким образом долг перед фондом до 700 млн евро.
Тот факт, что Кипр активно возвращает свои долги МВФ, а темы роста его экономики оказываются выше прогнозируемых, снижает вероятность того, что Никосия будет просить у Москвы очередную отсрочку по кредиту, считает первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова.
Впрочем, продолжает аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов, других знаковых тем, которые можно обсуждать с Кипром на уровне высших эшелонов власти, нет.
«Не исключено, что одна из встреч за закрытыми дверями будет носить характер обсуждения дальнейшего смягчения долговой нагрузки Кипра перед РФ», – соглашается замначальника отдела компании «Солид» Азрет Гулиев, подчеркивая, что пока что РФ возврат долгов других стран щедро откладывает. «Например, недавно был реструктуризирован долг Венесуэлы, Кубы. Не исключено, что по Кипру будут тоже приняты послабляющие меры», – рассуждает он.
На экономике России это скажется отрицательно, полагает Гулиев. «Это чревато дальнейшим ростом налогообложения. К сожалению, чтобы сохранить лицо дружелюбной дипломатии перед странами-партнерами, России приходится жертвовать собственным экономическим благополучием», - резюмирует он.