Фото GettyImages
По данным Государственного управления по делам туризма КНР, во время прошедших недавно «двойных» каникул по случаю Дня образования КНР и Праздника середины осени, за границей побывали 6 млн китайских туристов. Подсчитано, что они посетили 1,1 тыс городов в 88 странах.
Уровень доходов населения Китая растет, и заграничный туризм становится в Поднебесной обыденным делом, пишет в понедельник интернет ресурс china. org. cn. В 2000 году за границу выезжали 10 млн китайских туристов, а уже к 2012 году эта цифра достигла 83 млн. Последние четыре года подряд Китай является крупнейшей в мире страной-поставщиком туристов, и в ближайшие пять лет объем выездного туризма, по прогнозам, составит 700 млн человек.
Английская Financial Times отмечает, что по мере того как китайские туристы все чаще выезжают за рубеж, меняется их отношение к туризму: хотя общий объем расходов китайских туристов во время зарубежных поездок растет, но доля расходов на шопинг, напротив, сильно упала, составив всего 15,9%. Авторы «Отчета о выездном туризме Китая в первой половине 2017 года» считают, что потребительское поведение китайских туристов за рубежом трансформируется от модели «покупки-и еще раз покупки» к модели «неспешно наслаждаться путешествием». Китайские туристы за рубежом все больше отдают предпочтение неторопливому осмотру туристических мест и самостоятельному туризму для того, чтобы вдумчиво насладиться зарубежной культурой. Дорогие сумки и ювелирные украшения постепенно исчезают из списка расходов китайских туристов, а их место занимают музеи и галереи.
Куда бы ни отправились китайские туристы, они привозят с собой свои потребительские привычки, вынуждая зарубежных партнеров адаптироваться. Например, в историческом парке Порт-Артур в Австралии установили названия достопримечательностей на китайском языке и организовали бесплатные 45-минутные экскурсии на китайском 4 раза в день.
В России также запущена программа China Friendly, действующая пока только в высокозвездных отелях: там принимаются к оплате карты китайской платежной системы, есть персонал, говорящий на китайском языке, предлагается адаптированный завтрак и карты с иероглифами, в номере – зеленый чай и электророзетки принятого в Китае стандарта, работают телеканалы на китайском языке.
В 2016 году в России побывало более миллиона китайцев. Благодаря слабому рублю и безвизовому режиму для экскурсионных групп их поток увеличивается четвертый год подряд. По данным Ростуризма, за первые шесть месяцев 2017 он вырос на 36% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Руководитель программы China Friendly туристической ассоциации «Мир без границ» Анна Сибиркина уверяет, что путешествовать по России предпочитают пары, в которых супругам за пятьдесят. Чаще всего китайские бабушки и дедушки приезжают в Москву и Санкт-Петербург летом за новыми впечатлениями и селфи на фоне Кремля, Мавзолея, Зимнего дворца и разводных мостов. Еще одно популярное направление – экотуризм на приграничных с КНР территориях. Чтобы подышать чистым воздухом, толпы пенсионеров с рюкзаками отправляются в Иркутск, Улан-Удэ и на берега Байкала.
Сибиркина уверяет, что китайцы по-прежнему обожают шопинг, по крайней мере в России они тратят больше других интуристов. По ее словам, в КНР существует стереотип, что у них в стране продаются одни подделки, поэтому брендовые вещи они стараются покупать в Европе.
Московский элитный ЦУМ дублирует указатели, вывески и визитки на китайском и нанимает сотрудников, знающих самый распространенный диалект китайского языка – путунхуа. Помимо модной одежды и предметов роскоши, китайцы закупают в России косметику, меховые шубы и шапки, килограммами вывозят сувениры, шоколад, украшения из золота и янтаря.
Опера, балет и храмы совсем не привлекают китайских туристов, утверждает заместитель генерального директора ООО «РЖД Тур» Александр Львов. При этом они любят участвовать в национальных торжествах: готовы на 9 мая положить пару красных гвоздик на могилу Неизвестного Солдата и пройти по Тверской с портретами коммунистических вождей в Бессмертном полку. «Рыбачат, поют песни и пьют водку у костра с удовольствием, потому что русская традиция. А вот расписывать матрешку четыре часа не станут. Купить ее – запросто! " – смеется Львов.
Китайцы наслаждаются природой, осматривают многочисленные памятники Ленину, парки и музеи военной техники. Также посещают места, в которых бывал Мао Цзэдун во время двух визитов в СССР. Такой отдых гости называют «красным туризмом». К 100-летию Октябрьской революции комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга разработал для них два маршрута «Китайские товарищи в красном Петрограде» и «Китайский командир Бао Цисань». Буклеты на русском и китайском языках раздают бесплатно в офисах городского туристско-информационного бюро, сообщает РИА Новости.