Фото Gettyimages
Российский косметический рынок все еще не оправился от кризиса. Из-за подорожания импортной и отечественной продукции граждане сокращают покупки косметики и средств по уходу за кожей и волосами. При этом они переходят на товары из самых дешевых категорий. Многие россияне позволяют себе покупку косметических товаров только при условии значительных скидок и промоакций. Без снижения цен в 2017 году магазины смогли бы собрать только две трети нынешней выручки. Тогда как год назад без скидок продавцы парфюмерии могли рассчитывать на три четверти общей выручки.
Ситуацию на российском рынке парфюмерно-косметических средств нельзя назвать благополучной. Рынок средств персонального ухода и красоты составил 363 млрд руб. или 2,2 млрд упаковок за годовой период с июля 2016 по июнь 2017 года, сообщили «НГ» в компании GfK Rus. При этом в стоимостном выражении он показал незначительный рост (+5%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в натуральном даже снижение – минус 3%. Заметим, в прошлом году рынок в стоимостном выражении увеличился почти на 20%. Эксперты подобную тенденцию связывают с желанием россиян экономить. «Можно констатировать смещение потребительских интересов в сегмент более бюджетной продукции. Снижение располагаемых денежных доходов населения вынуждает быть более экономными и внимательными в подходе к собственным тратам», – говорит аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.
Вместе с тем, замечают в GfK, потребители наращивают покупки по промоакциям и скидкам. «Если год назад каждый четвертый рубль был потрачен на промо, то за последний год данный показатель составил уже каждый третий рубль», – поясняет директор по работе с клиентами отдела исследований потребительской панели GfK Rus Анастасия Джафарова.
Тенденция последних двух-трех лет: покупать либо более дешевые товары, либо покупать их в меньшем количестве, говорит эксперт Торгово-промышленной палаты РФ, исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский. «Выросла и так называемая «чувствительность» к различным маркетинговым акциям и скидкам», – замечает он.
«Индустрия стагнировала в течение трех последних лет, и мы наблюдали два самых важных тренда. Внутри «пирога» бьюти-услуг происходило перераспределение в пользу более демократичных сетей. А продажи косметики активно уходили в интернет-магазины», – признавал в СМИ гендиректор сети салонов красоты «Моне» Александр Глушков.
Что касается парфюмерии, продолжают в GfK, эта категория хоть и остается на втором месте по всем затратам на средства персонального ухода и красоты, но снижается более интенсивными темпами. «В натуральном исчислении – минус 12% за год. В стоимостном выражении – минус 1%», – отмечает Джафарова.
Россияне не только не торопятся открывать кошельки для покупки средств по уходу или нового парфюма, но и сокращают свои походы по салонам красоты. Так, ранее Исследовательский холдинг «Ромир» обнародовал данные опроса о том, как граждане РФ предпочитают проводить свое свободное время. В исследовании участвовало 1500 человек старше 18 лет. Социологи сравнили частоту посещений россиянами SPA-салонов сегодня и в 2014 году. И судя по результатам сложно утверждать, что отрасль уже вышла из кризиса. В частности, если три года назад 13% россиян посещали салоны красоты, то сегодня – лишь 12%. Сократилось и число тех, кто посещает платные бани и сауны – с 9% до 7%. Фактически вдвое (с 2% до 1%) сократилось и число посетителей SPA-центров и соляриев.
Очевидно не лучшим образом могут сказаться на индустрии и недавние предложения властей обложить парфюмерно-косметическую продукцию акцизом. Так, ранее в Минфине предложили обложить спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию акцизом в 523 руб. за каждый литр этилового спирта, который входит в состав товаров. Предполагалось, что новшество позволит устранить экономическую заинтересованность недобросовестных производителей в использовании этилового спирта не по назначению. «Мы сейчас видим, что спирт идет на косметическую продукцию, а потом исчезает. Может, он и вовсе туда не идет, там тоже контроль неполный. А если мы введем акциз и сделаем вычет, то хотя бы чтобы этот вычет получить, надо будет отчитаться, как сейчас по алкогольной продукции», – объяснял позицию ведомства замминистра финансов Илья Трунин.
По мысли экспертов, реализация новшества приведет к заметному росту цен на косметическую и парфюмерную продукцию. «Введение акцизов повысит стоимость продукции в экономсегменте на 50-100%, а в премиум-сегменте – на 20-30%», – уверена исполнительный директор косметической компании «Лан-Бьюти»
Алина Попова. «За подобные производственные издержки заплатят потребители. Прежде всего, пострадают товары недорого сегмента рынка, стоимостью до 300 рублей, где будет подорожание в 1,5-2 раза», – приводили СМИ слова исполнительного директора Российской парфюмерно-косметической ассоциации Александру Скоробогатову.
Предложение по введению акциза эксперты прямо связывают с желанием властей пополнить казну за счет производителей и конечных потребителей данного вида товаров. «Никаких иных экономически обоснованных причин для введения столь существенного акциза на спиртосодержащую парфюмерную продукцию не существует», – считает Коренев, подчеркивая, что необходимость контроля за отраслью с целю выявления производителей псевдопарфюмерной продукции также выглядит малоправдоподобно. «Производство парфюмерно-косметической продукции, бытовой химии с применением спирта – лицензируемая деятельность. У всех производителей функционирует Единая государственная автоматизированная информационная систему учета (ЕГАИС) объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», – напоминала Скоробогатова, уточнив, что и существующие нормы вполне позволяют контролировать предприятия.
При этом по экспертным оценкам, на спиртосодержащую непищевую продукцию, в том числе парфюмерно-косметическую и товары бытовой химии, приходится до 7% от общего объема реализованного спирта. За январь–июнь этого года в РФ было произведено почти 41 млн декалитров этилового спирта, сообщают в Росалкогольрегулировании. Таким образом на парфюмерию и бытовую химию пришлось около 3 млн декалитров. Если бы предложение Минфина действовало сейчас, бюджет получил бы около 15 млрд руб.
Впрочем, перспективы новшества пока туманны. Минэкономразвития ранее не подержало законопроект.
Вместе с тем косметический рынок – это в первую очередь импортные товары. 90% ингредиентов для кремов, духов и прочей косметики в РФ поставляются из-за рубежа, напоминают эксперты рынка. Колоссальная доля импортной составляющей, очевидно, стала причиной, почему в ведомстве Дениса Мантурова заговорили о необходимости импортозамещения сырья для отрасли. Как ранее сообщали СМИ, Минпромторг намерен выяснить у отечественных производителей химии перспективы производства сырья для парфюмерии и косметики, а производителей парфюмерии и косметики – возможности его использования.
На текущем этапе идеи Минпромторга мало осуществимы, считают эксперты «НГ». «Для производства косметической продукции необходимо качественное сырье высокой степени очистки. Отечественное сырье для косметической продукции невелико по ассортименту и далеко не всегда отвечает предъявляемым требованиям», – замечает Алина Попова. В настоящий момент Россия не производит и не может производить должного количества сырья необходимого качества для обеспечения собственных парфюмерных нужд, соглашается Алексей Коренев. «Даже базовые компоненты, типа глицерина и мочевины, приходится импортировать. Не говоря о более сложных составляющих, включающих отдушки, консерванты, красители, тропические масла, без которых производство парфюмерии принципиально невозможно, и сырье для которого в силу климатических особенностей в стране практически не произрастает», – говорит он. А при отсутствии готовой сырьевой и технологической базы производство парфюмерной продукции соразмерного качества и потребительских свойств будет обходиться России заметно дороже, чем импорт, делает вывод аналитик.
«Планы по развитию производства сырья для парфюмерно-косметической продукции можно только приветствовать. Очевидно, что производителям парфюмерно-косметической продукции было бы выгодно покупать сырье в России, оно наверняка было бы дешевле, уменьшились бы затраты на логистику и хранение», – полагает Петр Бобровский, подчеркивая, что пока на российском рынке недостаточное количество сырья надлежащего качества.
Пока же Россия продолжает наращивать импорт косметических средств. Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в первом полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года импорт в РФ косметики и парфюмерии из стран дальнего зарубежья вырос на 20,6% в денежном выражении. При этом импорт духов и туалетной воды за тот же период в денежном выражении увеличился на треть (до 187 млн долл.), в натуральном – почти на 20%. В сентябре, сообщили в конце прошлой недели в ФТС, импорт парфюмерно-косметических товаров в годовом выражении увеличился почти на 16%, составив 270 млн долл.