Фото Gettyimages
Финансовая стабильность Китая вызывает сомнения, одной из причин ухудшения ситуации может стать проводимая в стране налоговая реформа. Это следует из обзора, подготовленного специалистами Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка.
Для крупнейшей развивающейся экономики дефицит бюджета по итогам прошлого года на уровне 3,7% ВВП, а госдолг на уровне 36,6% ВВП – это, казалось бы, хороший результат. Однако, как замечают в ЦМИ, «значительный объем неявных государственных гарантий затрудняет оценку реальной ситуации с госфинансами», потому что в Китае «неявные» госрасходы и «неявный» госдолг возникают на уровне региональных правительств.
Идущая в КНР налоговая реформа направлена на замещение различных налоговых сборов общим налогом на добавленную стоимость (НДС). «С одной стороны, повышение прозрачности и понятности налоговой системы способствует развитию бизнеса, – отмечают аналитики Сбербанка. – С другой – создает проблемы для местных властей, так как поступления от НДС идут в центральный бюджет».
В итоге местные правительства вынуждены наращивать долг, «однако это происходит не за счет выпуска ценных бумаг, а через механизм LGFV (Local Government Financing Vehicle)». «Суть механизма в том, что целевые кредиты для реализации государственных проектов (прежде всего инфраструктурных) выдаются напрямую компаниям. Таким образом, долг местных правительств де юре оказывается долгом частного сектора», – поясняют в ЦМИ.
Долг частного корпоративного сектора в 2016 году составил 166% ВВП, при этом конкретных оценок веса LGFV в общем корпоративном долге очень мало, уточняют аналитики. Хотя есть расчеты Международного валютного фонда (МВФ), который уже несколько лет использует альтернативную оценку госдолга и дефицита бюджета Китая.
Как сообщается в обзоре ЦМИ, по альтернативным расчетам, «дополненный» дефицит бюджета Китая в 2016-м превысил 10% ВВП, а «дополненный» госдолг КНР составил 62,2% ВВП. Причем, согласно прогнозу МВФ, в 2022 году «дополненный» госдолг Китая превысит 90% ВВП.
Уточним, МВФ прогнозирует, что в 2022-м ВВП КНР составит 18,4 трлн долл., это значит, что «дополненный» госдолг будет достигать почти 17 трлн долл.
«Решение проблемы «неявного» долга местных правительств станет одной из важнейших задач Китая в следующую пятилетку, – ожидают в ЦМИ Сбербанка. - Однако в настоящее время прогнозировать конкретные меры по решению проблемы долга LGFV достаточно сложно, в том числе из-за предстоящих кадровых изменений. Состав высшего руководящего органа Китая, Постоянного комитета Политбюро, станет известен в конце октября».