Транспортировка турбин Siemens в Крым вызвала международный скандал, но не оттолкнула иностранцев от работы России. Фото Reuters
Россия рассчитывает, что немецкие компании продолжат и дальше работать в нашей стране, так как для бизнеса открываются новые возможности, заявил президент РФ Владимир Путин на встрече в Сочи с представителями деловых кругов Германии. Хотя за время кризиса около 400 компаний с немецким участием ушли с российского рынка, есть надежда, что начавшийся рост экономики РФ привлечет новые инвестиции из ФРГ.
«Мы готовы создавать все условия, чтобы иностранные предприниматели чувствовали себя на российском рынке комфортно. В тесном контакте с деловыми кругами продолжим совершенствовать законодательную базу, правоприменительную практику, будем снимать избыточные административные барьеры, вкладывать ресурсы в развитие инфраструктуры и, разумеется, в подготовку кадров, – сказал Владимир Путин. – Рассчитываем, что немецкие компании и дальше будут работать в нашей стране. На фоне восстановления экономического роста в России открываются новые возможности и для бизнеса вообще, и для наших друзей из-за границы, в том числе из Германии», – сказал Путин.
Во встрече, которая проводилась по инициативе Восточного комитета германской экономики (ВКГЭ), приняли участие президент Казахстана Нурсултан Назарбаев (который, кстати, поблагодарил Путина, что разговор шел на русском языке) и два десятка «капитанов немецкого бизнеса», в том числе руководители таких гигантов, как BASF, Metro, SAP, TUI, оператора и инвестора «Северного потока» Nord Stream AG и Wintershall.
От Siemens были главный исполнительный директор Маттиас Варниг и член правления Клаус Хелмрих. Интерес к этой компании особый. Скандал вокруг турбин Siemens усилил беспокойство иностранных инвесторов в России, говорил ранее российским СМИ посол Германии в России Рюдигер фон Фрич. Вопрос о турбинах Siemens в Крыму на встрече не поднимался, сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Председатель ВКГЭ Вольфганг Бюхеле напомнил, что комитет был создан в 1952 году, то есть он погодок российского президента. Бюхеле подарил Владимиру Путину в связи с прошедшим недавно днем рождения статуэтку Льва Яшина в качестве талисмана российской сборной, а также футболку центрального нападающего немецкой сборной под номером 9. Он пожелал, чтобы эти сувениры принесли удачу спортсменам обеих стран, и выразил надежду, что сборные России и Германии сыграют в финале ЧМ-2018.
Накануне встречи немецкая пресса анализировала, как сказываются на экономическом взаимодействии двух стран, с одной стороны, завершение рецессионной фазы кризиса в экономике РФ, а с другой – возросшее политическое давление на бизнес из-за санкций.
Немецкое бизнес-издание Handelsblatt сравнивает нынешнюю ситуацию с 1970-ми годами, когда в разгар холодной войны канцлер Вилли Брандт реализовал политику «Изменения путем сближения». В частности, компании Thyssen и Mannesmann при финансовой поддержке консорциума из 17 банков под руководством Deutsche Bank поставили в Советский Союз 1,2 млн т труб для строительства газопровода. США в течение десятилетий пытались помешать этому проекту с помощью санкций, но и до сих пор по этой трубе Европа получает газ из России.
Прошло около 50 лет, и ситуация повторяется: США с помощью новых санкций пытаются помешать участию немецких фирм в строительстве второго трубопровода «Газпрома» через Балтику «Северный поток – 2».
«Утвержденные, но пока еще не примененные санкции висят как дамоклов меч над немецкими фирмами», – говорит директор Германо-российской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп. 52% опрошенных компаний – участников палаты признали, что потенциально будут затронуты этими санкциями, две трети ожидают уменьшения оборота, 12% – даже существенного уменьшения.
Handelsblatt приводит слова Вольфганга Бюхеле: «Россия вновь заявила о себе как растущий рынок». Если в 2015 году прямые немецкие инвестиции в РФ растаяли до драматических 6,9 млрд долл., то уже в 2016 году они снова выросли до 33 млрд долл. Daimler строит под Москвой завод, BASF открывает еще одну производственную линию под Санкт-Петербургом, Linde сооружает совместно с «Газпромом» завод на Балтийском море, Metro строит новые филиалы вокруг столицы. Активизировался и средний класс: предприятие по производству отопительных котлов Viessmann инвестирует в Липецке, производитель электротехнического оборудования Phoenix Contact – под Москвой, производитель семян Petkus – в Краснодаре.
По данным Банка России, суммарный объем накопленных инвестиций ФРГ превышает 12,4 млрд долл. Немецкий экспорт в Россию вырос в первом полугодии на 2,6 млрд евро и достиг 12,7 млрд (+26,3%), немецкий импорт вырос еще сильнее. «Нам зачтется, что мы и в кризисные годы верили в этот рынок и инвестировали там», – сказал Бюхеле. В духе Брандта он называет свой комитет «дипломатами экономики» в отношении России.
По словам президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина, «с 2014 года после введения западными странами антироссийских санкций и по сегодняшний день из 6 тыс. немецких компаний в РФ с российского рынка ушло 400». Эти сведения подтвердил вчера и посол ФРГ в РФ. «Германия по-прежнему является одним из крупнейших торговых партнеров России, на территории которой работает около 5,5 тыс. компаний с немецким капиталом», – сказал Рюдигер фон Фрич.
«Успех германского бизнеса строится на долгосрочном стратегическом планировании. Германские инвесторы планируют не кварталами и не годами, а на перспективу 10, 20 и более лет, – пояснил «НГ» пресс-секретарь Российско-германской внешнеторговой палаты Алексей Кнельц. – Исходя из долгосрочной перспективы, они принимают решения об открытии производства в России и придерживаются российского рынка, который по-прежнему остается выгодным. Поэтому не совсем корректно говорить о том, что немецкий бизнес наращивает сотрудничество, «несмотря на угрозу санкций», по двум причинам: во-первых, в долгосрочной перспективе санкции являются временным явлением, а во-вторых, точное действие возможных санкций со стороны США пока не определено».
Также в палате уверены, что нельзя говорить и о возвращении немецкого бизнеса на рынок РФ. «Он никуда с него не уходил, а теперь прагматично наращивает активность на фоне улучшения конъюнктуры, которая отражается в росте российского ВВП: расширяет существующие производства, вкладывает в новые предприятия, нанимает и обучает персонал с перспективой на 10 и более лет», – сказал Кнельц. Он также пояснил цифры сокращения немецких предприятий на нашем рынке во время кризиса. «Эту цифру предоставляет российская Федеральная налоговая служба, которая считает не абсолютное количество компаний, а количество всех юридических лиц с так называемым немецким участием, то есть с участием всех физических лиц с немецким гражданством и юридических лиц из Германии. Таким образом, к этой категории относятся все организации, индивидуальные предприниматели, фрилансеры и фирмы, в которых задействованы граждане ФРГ. Наша палата не зафиксировала существенного сокращения количества немецких компаний малого и среднего бизнеса на российском рынке. Скорее это очищение рынка на фоне кризиса. Когда российская экономика начнет расти, мы будем наблюдать обратную тенденцию – рост юридических лиц с немецким участием».