Собирается ли Минфин закрыть ГУП «Ритуал» – пока не ясно. Фото агентства «Москва»
Правительство объявило очередной «крестовый поход» против унитарных, то есть по сути государственных предприятий. Минфин обещает, что к концу 2018 года в стране останется только один ФГУП – «Почта России». Однако до сих пор все усилия экономического блока правительства проваливались, а количество таких предприятий с 2013 года удвоилось.
Правительство обнаружило, кто в стране деформирует конкурентные рынки. Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил вчера на заседании правительства, что с 2013 года количество унитарных предприятий удвоилось. Именно эту тенденцию он назвал одной из тревожных. Тем более что есть поручения, которые предусматривают их дальнейшее сокращение. По словам Медведева, «такого рода предприятия часто деформируют конкурентные рынки».
Неделей ранее проблему поднимал замминистра финансов Алексей Моисеев. Он рассказал агентству RNS о программе ликвидации в принципе таких организационно-правовых форм собственности, как Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) и Муниципальное унитарное предприятие (МУП).
«Мы должны до конца (2018. – «НГ») года ликвидировать все. Возможно, «Почта России» останется единственным ФГУПом, – заявил Моисеев. – Сопротивление пойдет жесточайшее. Понятно, что это источник дохода для большого количества начальничков во всех этих организациях».
Как указано в сопроводительных документах к проекту бюджета на 2018–2020 годы, в этот период планируется приватизировать 298 ФГУПов. СМИ ранее сообщали со ссылкой на Росимущество, что в 2016 году у федерального Центра насчитывалось 1200 ФГУПов, а МУПов было около двух десятков тысяч. Тогда же сообщалось, что из 499 предприятий, попавших сначала в программу приватизации, 327 «оказались» не подлежащими акционированию.
К унитарным предприятиям накопилось немало претензий, они или их руководители были фигурантами громких скандалов нескольких последних лет. В 2015 году прославились структуры Спецстроя, когда в Омске погибли 24 военнослужащих из-за обрушения казармы. Они же отметились и при срыве сроков строительства космодрома Восточный. После задержания главного хозяйственника ФСИН Олега Коршунова стали известны схемы хищения денег при госзаказах на покупку продовольствия для колоний и тюрем через ФГУП «Калужское». А после задержания Андрея Каминова, которого заподозрили в воровстве бюджетных денег при строительстве в резиденции президента в Ново-Огареве, широкой публике стало известно название ФГУП «Атэкс» Федеральной службы охраны (ФСО).
Впрочем, это лишь часть криминальных эпизодов. А в целом ГУПы критикуют за низкую производительность труда: если в среднем по России она составляет 4,4 млн руб. на человека, то в ГУПах – 972 тыс. руб. При этом, по данным экспертного совета при правительстве, оборот ГУПов без НДС и акцизов составляет 2,4 трлн руб. (2,8% оборота всех предприятий), а затраты на производство и продажу – 2,3 трлн (4,4%).
Но главная проблема заключается в том, что ФГУПы, защищаемые министерствами и ведомствами, имеют привилегированный доступ к госзаказам и государственному финансированию.
С другой стороны, трудно себе пока представить, как акционированные общества будут заниматься захоронением ядерных отходов и производством ядерного топлива, осуществлять фельдъегерские услуги. Большинству сограждан при скорбных хлопотах при захоронении родственников скорее всего сподручнее иметь дело со структурами, приближенными к муниципальным органам.
«Правительство неоднородно, разные группы в нем по-разному относятся к проблеме. Экономический блок выступает за сокращение доли госсектора, а отраслевые министерства, например связанные с обороной, в силу своих интересов стараются сохранить ФГУПы, им так удобнее, – сказал «НГ» директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев. – Из-за этого скорее всего проект не только не будет завершен в заявленные сроки, но и, на мой взгляд, вообще не будет реализован. Тем более что полный отказ от унитарных предприятий – это утопия, в некоторых видах деятельности без них обойтись невозможно, об этом говорит и международный опыт».
Как пояснили «НГ» в Экспертном совете при Правительстве на 1 сентября 2017 года в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о 19394 унитарных предприятий. Из этого количества более 15тыс муниципальных унитарных предприятий, в федеральной собственности находится около 1 тыс ФГУП. Без внесения изменений в нормативные правовые акты быстро реорганизовать все эти предприятия невозможно, поскольку в законодательстве Российской Федерации содержатся минимальные сроки об уведомлении регистрирующего органа, опубликование сведений о реорганизации, составление промежуточного ликвидационного баланса, что в свою очередь требует проведения инвентаризации имущества. Кроме того, при реорганизации обычно проводится проверка.
Для того, чтобы ликвидировать организационно-правовую форму унитарного предприятия необходимо внести изменения в Гражданский кодекс РФ и в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», предусмотрев признание утратившими силу положений об унитарных предприятиях. При этом на переходный период – до окончания реорганизации или ликвидации существующих унитарных предприятий – на указанные предприятиях могут быть распространены положениях о другой организационно-правовой форме. Такой опыт уже был, пояснили в Экспертном совете, например, в 1994 году в Гражданском кодексе была ликвидирована такая форма как индивидуальные (семейные) частные предприятия. При этом до завершения реорганизации в хозяйственные общества, товарищества или кооперативы закон, по иронии судьбы, предусматривал применение к ним положений об унитарных предприятиях. Такие случае и позднее неоднократно происходили в российском законодательстве, например, недавно с закрытыми акционерными обществами.
С 1994 года правительство не раз признавало необходимость прекращения создания новых унитарных предприятий и ликвидации существующих. И количество федеральных государственных унитарных предприятиях с того времени сократилось многократно, хотя иногда это происходило за счет укрупнения или фактического прекращения деятельности де-факто брошенных предприятий, - сообщили в Экспертном совете. В 2004 году было 9860 ФГУП, а 2015 их стало 1178. Но рост общего количества унитарных предприятий произошел - за счет муниципальных унитарных предприятий, создаваемых по решению органов самоуправления. Отчасти это обусловлено логикой «ручного управления» местной экономики, отчасти лоббизмом самих руководителей таких предприятий, очевидно, имеющих конфликт интересов.
«Региональные руководители аргументируют сохранение старых унитарных предприятий и создание новых необходимостью решения оперативных задач: борьбой со стихийными бедствиями (засыпало снегом дороги, или срочно необходим транспорт для решения чрезвычайных ситуаций), выполнение социальных функций (станции скорой помощи, предприятия, производящие протезы). Хотя, конечно, это нельзя признать серьезным аргументом, поскольку в акционерном обществе с 100% акций, принадлежащих государству, можно построить еще более жесткий корпоративный контроль», - говорят в Экспертном совете.
Руководители федеральных предприятий чаще используют логику необходимости выполнения долгосрочных обязательства по иностранным контрактами, выполнение особенных государственных заданий (например, ФГУПы, ранее подведомственные ликвидированному Спецстрою). Таким образом, если даже не останавливаться подробно на очевидном конфликте интересов руководителей унитарных предприятий, налицо запрос со стороны чиновников на полностью подконтрольные им хозяйствующие субъекты, которые могут оперативно выполнить срочные поручения, которые могут быть абсолютно коммерчески нецелесообразны, но иметь важное политическое, социальное или управленческое значение.