Нерасторопность авиавластей может привести к проблемам для большого числа пассажиров. Фото PhotoXPress.ru
Проблему «ВИМ-Авиа» могли бы решить сами владельцы и менеджеры компании, если бы в России действовало законодательство о банкротстве авиакомпаний, аналогичное тому, что работает в США. Однако вчера в Госдуме не увидели причин для внесения поправок в российские нормы. В ходе парламентских дискуссий о кризисе «ВИМ-Авиа» было объявлено, что проблемных авиакомпаний в стране больше нет. Опрошенные «НГ» эксперты возражают: системный кризис в отрасли есть, но его не хотят видеть накануне президентских выборов.
Транспортный блок правительства РФ и руководство туристической отрасли в полном составе засучив рукава занимаются проблемой одной из не самых крупных авиакомпаний страны, по вине которой десятки тысяч человек зависли в аэропортах без положенных в таких случаях воды, питания и мест в гостиницах.
Когда 25 сентября разразился кризис, реакция чиновников была вялой, но после резкой критики со стороны президента Владимира Путина, объявившего о неполном служебном соответствии министру транспорта Максиму Соколову, заработал круглосуточный штаб. Управленцев «ВИМ-Авиа» посадили под домашний арест, собственников якобы ищут (хотя сообщений об объявлении их в международный розыск не было). Вчера министр заявил, что плановые рейсы «ВИМ-Авиа» идут по расписанию, острая ситуация устранена.
Правда, не ясно, кто будет оплачивать операцию по спасению застрявших пассажиров и останется ли на рынке авиакомпания, у которой насчитали 10 млрд руб. долгов.
Вчера комитет Госдумы по транспорту и строительству попытался понять, как сделать так, чтобы ситуация не повторилась с другими авиакомпаниями. Глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев сообщил, что предполагается, в частности, создание специального фонда, и успокоил, что эта мера не должна привести к росту цен на авиабилеты. Впрочем, состояние других российских авиакомпаний не вызывает опасений у председателя комитета. «По другим авиакомпаниям опасений нет», – сказал Москвичев.
Как оказалось, не нужны и новые законы для предотвращения повторения ситуации с «ВИМ-Авиа». «Сегодня у нас достаточно инструментариев, в законодательную базу не нужно вносить изменения, нужно просто исполнять законы», – сказал президент российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тосун.
«Деятельность авиакомпаний достаточно жестко регламентирована, Росавиация и Ространснадзор имеют очень широкие правовые возможности для осуществления эффективного контроля, включая лицензирование и аккредитацию», – соглашается партнер международной юридической группы KDS Legal Лев Глухов. Однако эксперт отмечает, что ситуация с «ВИМ-Авиа» показала неспособность государственных институтов эффективно осуществлять регулирование в области авиаперевозок.
«Серьезные проблемы уже давно зафиксированы: у «Якутии» госгарантия превышает 2,5 млрд руб., «Уральские авиалинии» продемонстрировали убыток в первом квартале этого года в 1,2 млрд руб., – сообщила «НГ» первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. – Госдума не хочет нагнетать обстановку. Если она заявит, что в отрасли давно назрел системный кризис, что возможны банкротства и других авиаперевозчиков, это будет означать, что она не справляется с ситуацией. На фоне рушащихся банков говорить о системной проблеме на рынке пассажирских авиаперевозок – значит создавать не очень привлекательную картину накануне выборов».
«Финансовые проблемы у «ВИМ-Авиа» были достаточно давно, но никакие меры так и не были предприняты – в итоге ситуация дошла до того, что пострадавшими оказались пассажиры. Стоило либо раньше оказать компании помощь, либо ограничить ее деятельность, – сказал «НГ» руководитель маркетингового агентства «Алехин и партнеры» Роман Алехин. – Контроль за финансовыми показателями авиакомпаний должен стать главным в мониторинге за их деятельностью».
«Проблему вполне могла бы решить поправка в закон о финансовой несостоятельности, которая по примеру законодательства США защищала бы владельцев авиакомпании от кредиторов на время процедуры банкротства. Это позволило бы не останавливать полеты. С 2001 года по такой схеме в Америке прошла через банкротство не одна компания, а некоторые даже не по одному разу», – сказал «НГ» главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.