0
7432
Газета Экономика Интернет-версия

05.10.2017 00:01:00

Нефтяную экономику припудрят цифровой

Тэги: экономика, цифровизация, нефтегазовый сектор, нефть, цены, опек, соглашение, украина, транзит


экономика, цифровизация, нефтегазовый сектор, нефть, цены, опек, соглашение, украина, транзит Россию не застанет врасплох посленефтяная эпоха, уверен президент Владимир Путин. Фото Михаила Метцеля/ТАСС

Нефтегазовый экспорт остается основой для экономики, для бюджета и даже для внешней политики России. Признаков разворота от сырьевой экономики за последние три года после падения нефтяных цен почти не появилось. Вчера «Газпром» объявил о готовности помириться с Украиной ради сохранения транзита газа в Европу через ее территорию. А президент РФ Владимир Путин объявил о желательности продления соглашения ОПЕК+ о сокращении нефтедобычи как минимум до 2018 года. Благодаря этому соглашению цена барреля нефти поднялась выше 50 долл., что помогло России частично оправиться от глубокого кризиса, вызванного падением нефтяных цен в 2014 году.

Риторика властей о новой несырьевой модели экономики во многом так и осталась лишь риторикой. Бюджет РФ по-прежнему критически зависит от доходов нефтяного и газового экспорта. В этом году российскую казну спасает сделка со странами – экспортерами нефти о согласованном снижении добычи ради повышения нефтяных цен. Соглашение стран из картеля ОПЕК и не входящих в него стран помогло поднять цену барреля нефти почти в полтора раза.

Влияние сделки ОПЕК+ на бюджет трудно переоценить. Благодаря подъему нефтяных цен казна получила дополнительно никак не менее 700 млрд руб., напомнил вчера на Российской энергетической неделе замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов. «Но это пессимистичная оценка. Если говорить о средневзвешенной, это значение приближается к 1 трлн руб.», – подчеркнул он. Кроме того, продолжил чиновник, отрасль, несмотря на соглашение, в целом не теряет темпов роста и выручки. «В последние четыре-пять лет идет наращивание вовлечения трудноизвлекаемых запасов в добычу. В прошлом году мы выросли на 12% по трудноизвлекаемой нефти, в этом году мы выйдем на рост 8–9%, и совокупный объем добычи трудноизвлекаемых запасов в этом году должен составить 39 млн т. К 2025 году ожидается 80 млн т добычи трудноизвлекаемой нефти», – указал замминистра.

В ближайшие 25–30 лет углеводороды не уступят возобновляемым источникам энергии и по-прежнему останутся ведущим источником энергии в мире. С такими оценками выступил вчера президент Владимир Путин. «Сегодня в энергетическом сообществе идут острые дискуссии о том, каким будет энергобаланс XXI века. Большинство сходится все-таки в том, что ведущую роль в нем в ближайшие 20–25 лет будут играть углеводороды. Особенно в условиях, когда ряд стран добровольно ограничивают развитие атомной генерации», – сказал президент, подчеркивая, что в ближайшие десятилетия человечеству потребуется на 30% больше энергии, чем сегодня.

Тем не менее, уверен он, Россию не застанет врасплох наступление посленефтяной эпохи. «Я уверен, нашу страну, Россию, никакие неожиданности врасплох не застанут», – сказал Путин, отвечая на вопрос, как Россия готовится к будущему после нефти. «Мы готовимся к этому не только как Саудовская Аравия, но и как многие другие страны», – отметил глава государства.

Уверен российский президент и в скорой цифровизации топливно-энергетического комплекса. «Одной из ключевых тенденций развития ТЭКа станет цифровизация энергетического комплекса. Быстрая обработка колоссальных объемов информации и искусственный интеллект, внедрение умных энергосетей позволят системно анализировать выработку и потребление энергии и в перспективе – существенно уменьшить себестоимость энергоресурсов, повысить эффективность их использования и снизить потери», – полагает Владимир Путин.

Впрочем, если цифровизация ТЭКа пока только возможная тенденция, то сделка с ОПЕК по сокращению нефтедобычи – реальность. Российские чиновники уверены, что сделка стоила свеч, ведь она поддержала российский бюджет. По мысли же российского президента, сделка была полезной не только для России.

«То, что мы сделали с ОПЕК, идет на пользу всей мировой экономике», – отметил вчера Путин, подчеркивая, что соглашение ОПЕК+ позволило стабилизировать рынок нефти. «Мы не только добились стабилизации рынка нефти, перед нами сегодня открываются возможности для реализации перспективных проектов для технологического взаимодействия, потому что инвестиции вернулись в этот сектор мировой экономики», – уверен он, полагая, что добывающие страны и «впредь будут объединять усилия для построения устойчивого и справедливого энергетического будущего».

И в этой сделке, по мысли Путина, заинтересованы все. «Не только производители, но и потребители, потому что, когда цена упала ниже нижнего предела, прекратились инвестиции в отрасль, а это означало, что рано или поздно придет момент, когда мировая энергетика и мировая экономика столкнутся неизбежно с резкой и неожиданной нехваткой энергоресурсов», – поясняет он. Таким образом, если бы не сделка, «цены вновь взлетели бы до небес». «А в этом никто не заинтересован», – резюмирует российский президент.

Напомним, действующее соглашение стран ОПЕК и не-ОПЕК о сокращении добычи формально действует до конца марта 2018 года. Россия активно участвовала в подготовке этого соглашения, поскольку ее бюджет и экономика в целом пока еще критически зависят от нефтяных цен. По соглашению ОПЕК+ страны этого картеля должны сократить добычу нефти на 1,2 млн барр. в сутки. А страны вне ОПЕК обязались снизить добычу на 558 тыс. барр., из которых на Россию пришлось 300 тыс. барр. Сокращение оценивается по отношению к уровню октября прошлого года (см.  «НГ» от 19.05.17).

По мысли же президента Путина, это пока еще действующее соглашение вполне может быть продлено «как минимум» до конца 2018 года. «Я этого не исключаю (продление сделки. – «НГ»). Но мы будем смотреть по ситуации на конец марта», – подчеркнул президент. Очевидно, тема возможного продления сделки будет поднята и на запланированной на сегодня встрече президента Путина с королем Саудовской Аравии.

Отметим, среди стран – экспортеров нефти отношение к сделке довольно противоречивое. Так, в РФ ранее были недовольны низким уровнем снижения добычи в Казахстане (см. «НГ» от 07.09.17). Сама же Россия пыталась привлечь к сделке Туркменистан. Впрочем, даже если бы Ашхабад и пошел на это, вряд ли его ограничение добычи оказалось бы весомым для рынка, отмечали эксперты.

Были предложения и дополнительно снизить добычу. Так, в конце сентября министр нефти Ирака Джаббар аль-Луайби заявлял, что ряд стран ОПЕК поддерживают увеличение сокращения добычи еще на 1%. При этом сам Ирак сокращает добычу нефти примерно на 260 тыс. барр. в сутки, превышая свою долю в запланированном сокращении, говорил аль-Лаиби в интервью агентству Reuters.

РФ свои обязательства по сделке также полностью выполняет, напомнил вчера глава государства. «Мы в конце 2016 года договорились о совместных действиях. Россия взяла на себя обязательства сократить добычу на 300 тыс. барр. в сутки. Так мы и сделали. Мы полностью выполняем свои обязательства», – подчеркнул Путин.

ОПЕК и другие независимые производители нефти, скорее всего, придут к соглашению о продлении соглашения, не исключают эксперты «НГ». «Будет ли при этом увеличен объем сокращения добычи –вопрос не простой. Само по себе такое решение оказало бы сильное воздействие на рынок. Но для ряда стран это сложно выполнимо технически, а другие могут быть обеспокоены потерей доли рынка. Основная угроза для достижения поставленных целей – это буровая активность в США и в странах, неприсоединившихся к соглашению. Поэтому, очень вероятно, что объем сокращения добычи останется в рамках прежних договоренностей», – полагает стратег компании TeleTrade Александр Егоров.

«Сокращение добычи нефти на 1,8 млн баррелей в сутки, уже влияет на стоимость нефти. Они за последние месяцы выросли более чем на 25%. Если соглашение продлят, мы увидим продолжение роста котировок, так как помимо фактически выбывающих излишек предложения, которое до сих пор превышает спрос примерно на 1 млн баррелей в сутки, данное решение будет оказывать психологический характер на спекулятивных участников торгов, которые будут более аккуратнее подходить к открытию коротких позиций по нефти», – уверен аналитик компании «Алор Брокер» Евгений Корюхин. Для того чтобы соглашение реализовалось странам–участникам необходимо соблюдать существующие договоренности, напоминает инвестиционный аналитик Global FX Иван Карякин. «А по данным Международного энергетического агентства, коэффициент соблюдения квот «плавает». Если в начале года он был почти 100%, то к середине лета упал до 75%, показав некоторое восстановление к осени», - указывает он.

«Продление сделки до конца 2018 года было бы логичным вариантом, поскольку Эр-Рияду нужны высокие цены для успешного проведения IPO государственной Saudi Aramco как минимум до четвертого квартала, а рынку энергоносителей нужна уверенность в завтрашнем дне», - рассуждает глава департамента Private Solutions Singapore Castle Family office Станислав Вернер.

Тем не менее, стоит признать, что сам по себе договор о сдерживании роста предложения является «костылем», который позволил рынку лишь купировать кризис переизбытка предложения в острой фазе, однако не решил проблему, замечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. «Мы сейчас наблюдаем сдерживание темпов роста объемов предложения только со стороны ОПЕК и независимых экспортеров, в то время как США продолжают наращивать добычу. То есть, какие бы усилия сейчас не предпринимали в ОПЕК и в России по сдерживанию объемов собственной добычи, необходимо учитывать фактор США, который сейчас является вполне реальной угрозой интересам крупнейших экспортеров», – обращает внимание он. Продление же сроков действия соглашения, по мысли аналитика, окажет услугу не столько России и ОПЕК, сколько США. «Умеренно дорогая нефть делает ее добычу и экспорт морем рентабельными. А продление соглашения может позволить американцам повысить объемы добычи до 10 млн баррелей в сутки уже к концу первого квартала 2018 года, так что нефть начнет ползти вниз вне зависимости от того, будет соглашение продлено или нет», – резюмирует эксперт.

Не менее, чем в высоких нефтяных ценах, Россия заинтересована в экспорте своего газа. «Газпром» считает возможным улучшение отношений с Украиной, сообщил вчера ТАСС. «Несмотря на все проблемы в отношениях с Украиной, существенный объем газа до сих пор транспортируется через территорию Украины. Руководство страны и руководство компании говорило, что дверь мы не закрыли. Диалог идет, он возможен, возможны решения. Мы надеемся, что в ближайшем будущем ситуация будет более позитивной и оптимистичной», – сказал вчера замначальника департамента экспорта газа «Газпром экспорта» Михаил Мальгин.

Ранее президент Украины Петр Порошенко заявил, что страны ЕС с 2020 года должны закупать российский газ «не на западной, а на восточной границе Украины, а Украина качественные транзитные услуги будет предоставлять не России, а ЕС». В ответ на это зампредседателя Еврокомиссии по вопросам Энергосоюза Марош Шефчович сказал, что считает этот разговор преждевременным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
888
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1044
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1189
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3246

Другие новости