0
7358
Газета Экономика Интернет-версия

02.10.2017 19:54:00

Новый налог на посылки грозит казне потерями

Тэги: налоги, интернет, покупки, зарубежные посылки


налоги, интернет, покупки, зарубежные посылки Сокращение спроса на подорожавший импорт может оставить без работы многих почтальонов. Фото агентства «Москва»

Непродуманное повышение налогов часто наносит ущерб государственному бюджету. В России подобное уже случалось: из-за резкого повышения алкогольных акцизов суммарные сборы казны не выросли, а упали. Такая же история может повториться и в следующем году при попытке ввести налоги на зарубежные интернет-покупки. Расходы на администрирование нового налога могут значительно превысить потенциальные сборы, предупреждают иностранные компании, которые изучили аналогичный опыт в других странах.

В 2016 году в Россию пришло 233 млн посылок из иностранных интернет-магазинов. По данным совместного исследования интернет-ретейлера eBay и британской аудиторско-консалтинговой компании EY, средняя стоимость посылки составила 1295 руб. Таким образом, россияне заплатили в прошлом году за личный импорт свыше 300 млрд руб.

Сегодня казна почти ничего не получает от налогов на зарубежные посылки. Ведь каждый гражданин может беспошлинно «ввозить» товаров на 1 тыс. евро ежемесячно (посылки дороже облагаются пошлиной в 30%). Кроме того, ропщут и отечественные продавцы через Интернет, так как им приходится оплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%, а зарубежным конкурентам – нет.

Правительство давно хочет исправить ситуацию, команды от президента Владимира Путина на разработку новой модели поступают с 2013 года, но новая реформа никак не склеивается. Тем не менее доходы от зарубежных интернет-покупок уже заложены в проекте бюджета на ближайшую трехлетку.

Первые 30 млрд руб. должны поступить во втором полугодии 2018 года, а в 2019 и 2020 годах ожидаются поступления по 60 млрд руб. Для этого, очевидно, уже в первом полугодии следующего года новые подходы к гражданскому импорту будут окончательно согласованы. В первую очередь планируется снизить порог беспошлинного ввоза товаров населением: с 1 июля следующего года пошлину придется платить уже при стоимости товара выше 20 евро. Лоббисты также не оставляют надежд на введение налога на добавленную стоимость.

EY и eBay проанализировали результаты введения НДС для зарубежных продавцов в других странах и предупреждают в своем исследовании, что российский бюджет может потерять до 34,6 млрд руб. в год при введении НДС для иностранных интернет-магазинов. Поступления в бюджет от введения НДС компании оценивают в 54,3 млрд руб., а стоимость администрирования НДС 233 млн посылок, по их данным, может составить от 77,8 до 88,9 млрд руб.

Глава eBay в России Илья Кретов сообщил агентству RNS, что введение НДС для иностранных интернет-магазинов приведет к росту цен для потребителей. «Цены могут значительно вырасти. У иностранных продавцов будет выбор: поднимать цены, чтобы компенсировать размер дополнительного налога и связанные с этим операционные издержки, или закрыть Россию для продаж. Получив монополию на тот или иной товар внутри страны из-за ухода иностранных конкурентов, российский ретейл (и не только онлайн) сможет еще больше поднять цену», – сказал он.

Интернет-торговля растет такими темпами, что без облагания ее налогами государство будет терять значительные суммы, считают опрошенные «НГ» эксперты, но предупреждают и о возможных сложностях с реализацией проекта.

«Выгода для бюджета от введения НДС для иностранных интернет-магазинов, безусловно, будет, так как товарооборот с иностранными магазинами очень большой. Это обеспечит и лучшие конкурентные условия для отечественных площадок, но возможна и обратная сторона – российские магазины могут поднять цены, что ударит по потребителям. Что касается иностранных магазинов, то они либо сократят долю своего влияния в России (что опять же создаст монопольные условия для российских магазинов), либо поднимут цены на стоимость НДС таким образом, что налоговое бремя будут нести граждане, – сказал «НГ» руководитель налоговой практики компании BMS Law Firm Давид Капианидзе.

«Основная сложность в справедливости сбора и полноты охвата рынка, сказал «НГ» доцент Российского экономического университета им. Плеханова Александр Тимофеев. – Введение НДС может сказаться на повышении цен на товары иностранных интернет-магазинов и заставить потребителей искать альтернативный, возможно, более сложный путь приобретения товаров по низким ценам. Самим же иностранным компаниям НДС сильно не помешает, так как наш рынок интернет-торговли в принципе еще недостаточно велик. В конечном счете иностранный продавец может просто отказаться доставлять товары в Россию».

«Вести речь о стоимости администрирования налога преждевременно, поскольку существует несколько вариантов реализации процесса, одним из которых является администрирование финансовых потоков, – сообщил «НГ» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров. – Такой метод не потребует дополнительных затрат государства, так как аналогичная норма разработана и с 1 января 2017 года применяется в отношении  иностранного ПО.

В целом моделью НДС на товары стал налог «на Google», введенный на территории РФ зимой 2017 года. Суть его заключается в следующем: иностранные компании, оказывающие услуги физическим лицам на территории России, становятся налоговыми резидентами нашей страны и платят налог 18%.

Такие услуги охватывают большое количество областей – социальные сети, программное обеспечение, игры, базы данных, хостинги, рекламу и торговые площадки (это и услуги такси, и продажа товаров, и многое другое). Например, если вы, собираясь на отдых, бронируете гостиницу в Испании через общеизвестный сервис booking.com, то он не платит никакие отчисления в бюджет РФ, поскольку пользоваться его услугами вы будете на территории другого государства. Однако сам booking.com должен оплатить налог 18% со своей комиссии, поскольку им услуга оказана на территории России. Такси Uber платит налог с каждой поездки, а eBay – с комиссии от продажи товара (не со стоимости товара, а именно со своей комиссии).

А вот если российская компания размещает свою программу в Appstore, то комиссию за нее также платит Appstore. И этот подход совершенно логичен и справедлив, ведь таким образом исключается двойное налогообложение, а компании находятся в заведомо равных условиях ведения бизнеса. Такая система – мировая практика», – заключил Федоров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1765
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3732
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2788
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2276

Другие новости