В проблемных банках России могут раствориться триллионы рублей. Фото Reuters
Объем проблемных активов в российском банковском секторе достигает 5,3 трлн руб. Такую оценку дает сама глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Однако подобная цифра не пугает главу регулятора. Объем проблемных активов составляет менее 10% их совокупного портфеля и не представляет системного риска, подчеркивает она. Системного банковского кризиса действительно нет, соглашаются эксперты «НГ», но по-прежнему есть риск огосударствления сектора, что впоследствии может грозить серьезными проблемами. «Для крупных госбанков может хватить одного-единственного сильного внешнего шока, что в итоге повлечет за собой падение всей системы», – прогнозируют независимые экономисты.
Ситуация в российском банковском секторе «в норме» и «находится в положительном тренде». Такую оценку финансовому рынку дала в пятницу глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в интервью телеканалу «Россия 24». И несмотря на то что за месяц два банка из топ-15 пошли ко дну, были временно национализированы и профинансированы печатным станком ЦБ на сумму 1,1 трлн руб., это были «точечные проблемы», подчеркнула она.
Впрочем, «в банковской системе есть проблемы», тут же указала глава ЦБ. «Иначе мы бы не проводили политику оздоровления и вывода с рынка хронически неустойчивых банков с большим объемом проблемных активов», – продолжила Эльвира Набиуллина. В целом же доля плохих активов в банковской системе составляет около 10%. «5,3 трлн руб. выданных банками кредитов относятся к 4-й и 5-й категориям (проблемные и безнадежные ссуды. – «НГ»), что подразумевает отсутствие гарантий возврата средств», – указала глава ведомства, подчеркнув, что эти 10% в достаточном объеме покрыты резервами. «Уровень резервов около 70%, он тоже колеблется. Мы здесь большой проблемы не видим», – сообщила она.
Оценки ЦБ уровня токсичных активов фактически совпадают с прежними оценками экономистов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Согласно их анализу, половина действующих в России кредитных учреждений содержит в себе признаки наличия у них отрицательных активов с общим объемом в 5 трлн руб., или до 6,9% ВВП (см. «НГ» от 18.11.16).
А в агентстве Fitch Ratings ранее замечали, что только с 2013 по 2015 год власти потратили на поддержку и чистку банковского сектора около 3,3 трлн руб., это без учета поддержки ликвидностью (см. «НГ» от 15.09.16). Впрочем, есть и другие оценки. Так, в рейтинговом агентстве Standard&Poor's подчеркивали, что российских банках продолжает накапливаться значительный объем проблемных долгов. Согласно их оценке, от 20% до 24% всех выданных в РФ кредитов находятся в проблемной зоне – они либо в принципе не обслуживаются, либо платежи поступают с просрочкой. Причем речь идет как о займах бизнесу, так и о потребительском кредитовании. В итоге, в денежном выражении эта потенциальная «дыра» в банковских балансах достигает 11 трлн руб (при общей сумме кредитов нефинансовому сектору в 46,2 трлн рублей), замечают в агентстве. «Эта сумма эквивалентна 75% годовых доходов бюджета РФ», – указывают в S&P.
Теперь же свою оценку уровню проблемных активов дали и в Центробанке. Впрочем, в ЦБ подчеркивают: наблюдаемая сегодня в отечественном банковском секторе картина не является системной проблемой. «Могут возникать проблемы точечные в отдельных банках с концентрацией этих плохих кредитов, недостаточностью капитала, недостаточностью резервов», – не исключает Набиуллина.
Глава ЦБ также не согласна с критикой политики явного огосударствления банков. «Нет никакой политики огосударствления банков, есть временное вхождение государства в капитал санируемых банков, временное, и мы будем это обеспечивать. Мы проговариваем с новым планируемым менеджментом, что система материального стимулирования в том числе будет мотивировать менеджмент работать быстрее на вывод банков на рынок. Понятно, рынок поверит этому, только когда увидит, что эти банки выводятся на рынок», – отметила она.
Напомним, после введения ЦБ нового механизма санации кредитных организаций через Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС) некоторые эксперты высказывали опасение, что новый механизм в долгосрочном плане представляет собой угрозу для частных банков (см. «НГ» от 21.09.17).
С одной стороны, замечают эксперты «НГ», системного кризиса в российском банковском секторе действительно нет. «Если понимать под системным банковским кризисом тотальное прекращение большинством банков функции проведения платежей, обслуживания предприятий, населения, то такого рода кризис России действительно не грозит. Нет и такого признака системного кризиса как массовый отток вкладов» – обращает внимание завкафедрой экономики и финансов Академии народного хозяйства и госслужбы Алла Дворецкая.
Впрочем, продолжает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, сложно говорить и о стабильности банковской системы, в которой возможно банкротство «Югры» или Татфондбанка.
По мнению же Дворецкой, то, что мы наблюдаем сегодня, это пока кризис отдельных банков. «Однако неприятной тенденцией является его масштабный характер. В частности, дыра в размере около 7% совокупных активов заставляет задуматься о качестве и оперативности банковского надзора со стороны ЦБ», – указывает она. К примеру, по мысли экономиста, однозначно негативно следует воспринимать цепочку действий регулятора: «нереагирование на накопление проблем крупных банков – отзыв лицензии – закачивание в банки-санаторы средств – проблемы санаторов – спасение санаторов». «Корни этого лежат в запаздывании реакции ЦБ на очевидные проблемы. В итоге непродуктивно тратятся колоссальные денежные средства. К тому же экономически и политически непродуктивной представляется и явная ориентация регулятора на поощрение нерыночного перераспределения ресурсов в пользу государственных и окологосударственных банков, что снижает уровень конкуренции», – говорит Дворецкая.
Уже через пять лет на госбанки будет приходиться до 80% рынка по активам, прогнозирует замначальника отдела компании «Солид» Азрет Гулиев. «Это означает, что денежные потоки становятся все более легкоконтролируемыми со стороны государства, что поведение топ-20 банков становится более прогнозируемым. А это значит, что любой сильный внешний шок будет означать не банкротство нескольких десятков коммерческих мелких банков, как это было раньше, а разрушение всей системы в целом, потому что государственные банки становятся настолько крупными, что позволять им упасть нельзя. При этом в экономике может возникнуть ситуация, которую уже нельзя будет уладить простым запуском механизма эмиссии. То есть если один-два госбанка рухнут, никаких бюджетных денег не хватит, чтобы их спасти», – подчеркивает Гулиев. «Создав систему из огромных госбанков, можно будет очень долго отражать внешние факторы, но одного-единственного раза будет достаточно, если внешний фактор будет достаточно сильный, чтобы рухнула вся система», – рассуждает эксперт, полагая, что банковская система, состоящая из множества независимых банков, выглядит более устойчивой.