Электрокары пока не пользуются особым успехом. Фото с сайта www.moesk.ru
Китай вводит дополнительные налоги и штрафы для тех компаний, которые продают только бензиновые автомобили. Чтобы избежать этих платежей, доля электрокаров в объеме продаж должна быть не ниже 10%. А к 2025 году этот порог будет увеличен до 20%. Для россиян подобная борьба китайцев с бензиновыми машинами выглядит удивительно, ведь на всю Россию зарегистрирована всего лишь тысяча действующих электромобилей.
По состоянию на 1 июля в России насчитывалось всего около 42 млн легковых автомобилей. Большинство из них – это по-прежнему автомашины, работающие на двигателе внутреннего сгорания (ДВС). Автомобилей же, работающих на электрическом двигателе, среди них немного: около 1,1 тыс., сообщило вчера агентство «Автостат».
Самыми популярными электрокарами в РФ в итоге оказались: Nissan Leaf (с долей в 45%), Mitsubishi i-MiEV (24%) и Tesla Model S (16%). При этом треть всех зарегистрированных электрокаров приходится на Москву и Подмосковье. А каждый шестой стоит на учете в Приморском крае. Еще несколько десятков электромобилей числятся в Хабаровском крае и Санкт-Петербурге.
Между тем во всем мире популярность электромобилей стремительно растет. А многие ведущие автопроизводители анонсировали цель довести долю электрокаров до 25% продуктовой линейки за следующие 10 лет. Так, в компании Volvo ранее объявили, что все новые автомобили с 2019 года будут оснащены электрическим двигателем. Правда, в компании уточняют, что лишь некоторые из новых автомобилей будут полностью с электрическим приводом, остальные же – гибридные варианты. О схожих планах объявляли и другие мировые бренды. В конце 2016 года Jaguar Land Rover сообщил о плане к 2020 году сделать доступными в «электрической» версии около половины своих автомобилей. В марте 2017 года Volkswagen заявлял о намерении инвестировать «миллиарды евро» в электромобили и разработку моделей с автоматизированным управлением, а также выпустить более 30 моделей электромобилей к 2025 году. Свой электрокар представил и российский АвтоВАЗ. Первый автомобиль Lada Ellada был показан еще в 2011 году.
Вчера японские автомобильные корпорации Toyota Motor и Mazda Motor, а также крупный японский производитель автомобильных запчастей Denso подписали совместный контракт по разработке автомобилей с электродвигателями. Как отмечается, соглашение охватывает широкий спектр моделей – от авто малого класса до пассажирских автомобилей, внедорожников и легких грузовиков.
Несмотря на планы производителей в ближайшие годы нарастить производство электрокаров, пока что их долю в общих автопродажах сложно назвать весомой. Так, общее количество автомобилей и грузовиков с ДВС в мире достигло 1,4 млрд штук, тогда как электромобилей из них всего 2 млн (0,14%).
Правда, несмотря на все еще небольшую долю электрокаров, они показывают быстрый рост. К примеру, мировые продажи легковых электромобилей и подключаемых гибридов по итогам 2016 года составили 774 тыс. единиц, увеличившись на 42% по отношению к 2015 году. А по сравнению с 2013 годом продажи утроились. И если глобально электрокары пока не достигают и 1% от мирового рынка, то в некоторых странах число гибридных и электроавтомобилей уже куда выше. Так, в Норвегии на их долю приходится около 24% продаж, в Голландии – 5%, а в Швеции – 3,2%.
В ряде европейских стран надеются полностью отказаться от производства машин на традиционных видах топлива к 2040 году. При этом Норвегия намерена отказаться от дизельных и газовых автомобилей к 2025 году.
К этому времени Китай рассчитывают увеличить долю продаж гибридных автомобилей и электрокаров и на альтернативных источниках энергии до 20%. Намерения китайских властей, похоже, более чем реальны. В частности, как сообщает Интерфакс, с 2019 года КНР намерена ввести жесткие минимальные нормы продажи гибридных автомобилей и электрокаров на альтернативных источниках. «Компании с годовыми продажами на рынке КНР свыше 30 тыс. автомобилей в 2019 году должны реализовать не менее 10% машин с гибридными и электрическими двигателями», – объявило вчера Министерство промышленности и информационных технологий Китая. В 2020 году эта доля возрастет до 12%. Те же автопроизводители, которые не смогут выполнить данные требования, должны будут приобретать у правительства права на работу на китайском рынке или выплачивать штрафы, следует из сообщения китайских властей.
Незначительная доля электрокаров в общем автопарке пока практически не влияет на глобальный рынок бензина и дизельного топлива. Однако объем сэкономленного бензина год от года растет. В 2011 году электротранспорт снизил потребность в топливе на 300 барр. в сутки. При суточном потреблении нефти во всем мире в 100 млн барр. это капля в море. «Однако за последние шесть лет «капля», которую отнимает электротранспорт у мирового рынка нефти, заметно подросла. Теперь электромобили ежедневно делают ненужными уже 28 тыс. барр. нефти в сутки. То есть показатель увеличился в 95 раз», – сообщают аналитики Bloomberg New Energy Finance, подчеркивая, что это по-прежнему немного – 0,03% дневного потребления нефти. «Однако производство электромобилей растет, аккумуляторные технологии улучшаются, так что гарантированно электротранспорт будет все больше снижать спрос на нефть. В результате отказа ряда стран от автомобилей с ДВС к 2040 году с рынка будет вытеснено около 8 млн барр. нефти в сутки», – делают вывод эксперты.
Впрочем, не все так очевидно. Главный фактор снижения спроса на топливо связан сегодня не с альтернативными источниками энергии, а с постепенным повышением эффективности ДВС, считает эксперт Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко. «Топливная эффективность современного автомобиля значительно улучшилась за последние 40 лет. За период 1990–2015 годов средний расход топлива у нового легкового автомобиля сократился с 11 до 8 л на 100 км пробега», – приводила она пример в СМИ. Массовое же распространение электрокаров, по ее оценкам, будет затруднено до тех пор, пока не произойдет существенное снижение затрат на батареи, поскольку на них приходится 70–90% от стоимости электромобиля.
Рост числа электромобилей на дорогах мира и соответственно их влияние на нефтяной рынок в ближайшие десятилетия будут менее значительными, чем принято было считать в последнее время, соглашаются эксперты консалтинговой компании Facts Global Energy (FGE). По оценкам FGE, число легковых автомобилей в мире вырастет до 1,8 млрд к 2040 году, но лишь 10% из них будут оснащены электродвигателями, а еще 20% – гибридными двигателями. «Мировое производство автомобилей в последние 10 лет росло в среднем на 2 млн единиц в год. Даже если весь этот объем будут представлять электромобили, их доля в общем числе транспортных средств еще нескоро вырастет до значимого уровня», – полагают аналитики. Как подчеркивают в компании, прогнозы, предвещающие скорый закат нефтяного рынка на фоне спроса на электрокары, выстроены со значительным количеством упрощений и допущений, тогда как реальность намного сложнее. «Например, переход на электромобили требует существенной государственной поддержки. Так, в Норвегии, где число электромобилей на душу населения является самым высоким в мире, миллионы крон налоговой выручки были направлены на субсидирование этой отрасли, в результате чего потребителям такие машины достаются практически бесплатно. Многие норвежцы покупают электромобиль, чтобы сэкономить, но при этом продолжают использовать автомобиль с бензиновым или дизельным двигателем», – обращают внимание они, подчеркивая, что без госсубсидий спрос на экологичную технику снижается.
Еще одним препятствием на пути электромобилей являются ограниченные мощности их производства. «В 2016 году заводы по всему миру выпустили менее 500 тыс. электромобилей, в то время как автоконцерны способны производить более 70 млн традиционных легковых автомобилей в год», – замечают в FGE.
Россия с ее 1,1 тыс. электрокаров на 146-миллионное население выглядит микроскопически. Автомобили на альтернативных источниках энергии не пользуются популярностью в РФ. «Брать дорогие машины из-за высокой стоимости батареи, чуть ли не вдвое дороже обычного автомобиля того же класса, с маленьким запасом хода (сегодня в среднем около 200 км) и долгой зарядкой (примерно восемь часов) будут только оригиналы», – уверен член Общественного совета Федерального дорожного агентства Минтранса РФ Игорь Моржаретто. Есть и более весомые аргументы. «Если в идеальных условиях электромобиль пробегает 200 км, то у нас зимой (когда включены отопление салона и свет) тестовый i-MiEV проехал по московской пробке километров 20 и вернулся «на базу» на буксире», – вспоминает Игорь Моржаретто, добавляя, что даже в столице сложно зарядить электрокар. В итоге дешевле купить простую машину с ДВС, делает вывод он.
Реальной альтернативы двигателям внутреннего сгорания по сути нет, соглашаются эксперты «НГ». «Даже в некоторых развитых странах до сих пор не формируется должная инфраструктура, а без нее никакого перехода на электромобили не предвидится», – замечает доцент Академии народного хозяйства и госслужбы Иван Капитонов. «Совсем вытеснить машины с бензиновыми и дизельными двигателями электрокары смогут не раньше чем через 30–50 лет», – считает аналитик компании «Фридом Финанс» Богдан Зварич.
«Теоретически электрокары могут занять большую долю рынка транспорта, что неминуемо должно привести к сокращению потребления бензина. Однако данная перспектива все же не близкая. Что касается РФ, то возможны отдельные эксперименты в мегаполисах (вроде анонсированной властями Москвы закупки электробусов), но о действительно масштабном сдвиге речи пока не идет», – уверен партнер практики «Промышленность» компании «НЭО Центр» Александр Ракша. «Пока влияние электромобилей на потребление бензина не ощутимо, и если говорить о перспективе, то только 100% замещение электрокарами автомобилей с двигателями внутреннего сгорания может глобально повлиять на спрос», – соглашается директор дилерского центра «Авилон BMW» Паршиков Сергей.
История с электромобилями становится все более значимым трендом, говорит эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «Учитывая, что некоторые страны ставят задачу по переводу на электрическую тягу более половины автопарка, я не удивлюсь, если мировая доля в 15% будет достигнута электромобилями уже за 5 лет», – рассуждает он. Россия же, по мнению эксперта, будет вынуждена включиться в этот процесс. «Когда доля электротранспорта превысит в мире 50%, темпы ее роста естественным образом начнут замедляться, в то время как российский рынок как раз наберет необходимый темп», – не исключает он. Однако в ближайшие 5-10 лет рынку авто на бензине ничего не угрожает. «Россию тормозит не только технологическое отставание, но и отсутствие острой потребности в переходе на электрическую тягу в силу избыточной обеспеченности источниками традиционного моторного топлива. Важным фактором также является протяженность автомобильных путей в силу огромных расстояний – создание зарядной инфраструктуры на нашей территории потребует колоссальных затрат, а без их быстрого развития говорить о быстром росте рынка электромобилей не приходится», – замечает Калачев.