Фото Gettyimages
Российское правительство намерено выдавать льготные кредиты для иностранных покупателей российских автомобилей. Такие планы на встрече с президентом Владимиром Путиным озвучил глава Минпромторга Денис Мантуров. Новшество позволит поддержать экспорт продукции отечественного автопрома, рассчитывают власти. Пока же российские автомобили остается не слишком популярными не то что в странах дальнего зарубежья, но и среди жителей на пространстве СНГ. Кроме того, инициатива властей вполне может быть ограничена действием антироссийский санкций, напоминают эксперты «НГ».
Рост производства в автомобильной промышленности к концу года составит 10%, заявил глава Минпромторга Денис Мантуров на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в субботу. «Мы исходим из того, что до конца года средний рост по автопрому по отношению к прошлому году составит не менее 10%», – сказал Мантуров. Отметим, по итогам первых восьми месяцев этого года производство легковых автомобилей в РФ увеличилось на 21% в годовом выражении.
Очевидно, поддержать российскую автопромышленность должна будет и новая мера Минпромторга – льготное автокредитование для иностранцев. «Новое направление, которое мы будем в ближайшее время реализовывать – это хорошо зарекомендовавшая себя мера на внутреннем рынке – льготное автокредитование. Мы хотим сделать то же самое по зарубежным рынкам. То есть для иностранных потребителей российских автомобилей компенсировать кредиты для иностранных банков», – анонсировал меру Мантуров на встрече с президентом. Министр отметил, что с учетом увеличения объемов экспорта российских автомобилей рассчитывает на эффективность этой меры. По его словам, правительство намерено выделить 30 млрд рублей в целом для поддержки этой сферы в будущем году.
Ранее глава Минпромторга объяснял, что потребность ввести субсидирование кредитных ставок для физических лиц за рубежом на покупку российских автомобилей обусловлена разницей по ставкам кредитов, выдаваемым зарубежными банками на российские и иностранные автомобили. В частности, приводил пример Денис Мантуров, кредиты на покупку автомобиля Lada Vesta за рубежом выдаются под 4-5% годовых в валюте для физических лиц. «При этом другие зарубежные марки (автомобилей) предоставляются в кредит под 0,2-0,5%, не более 1%», – уточнил он. «Поэтому мы будем таким образом субсидировать так же, как это происходит у нас в стране», – приводит слова министра ТАСС.
В России скидка по кредитной ставке составляет 6,7%. При этом средняя рыночная ставка по автокредиту еще в середине сентября составляла 17,9%. То есть с учетом льготы ставка по автокредиту составит уже 11,2%. И это по-прежнему куда выше, чем в зарубежных странах.
Отметим, впервые программа льготного автокредитования была запущена в 2009-м и с тех пор продлевается каждый год. Вначале она распространялась только на отечественные автомобили, позже в нее включили и иностранные автомобили, собранные в РФ. В 2017 году максимальная допустимая стоимость автомобиля, на которую распространяются условия госпрограммы, была увеличена с 1,15 млн до 1,45 млн руб. По данным Минпромторга, в рамках госпрограмм с 1 января по 20 августа 2017 года было продано свыше 504 тыс автомобилей, то есть фактически каждый второй автомобиль.
При этом неизвестно будет ли продлено действие программы льготного автокредитования для россиян в 2018 году. Пока власти озвучивают лишь планы по поддержке экспорта отечественных автомобилей.
Между тем нельзя сказать, что спрос на российский автомобиль за рубежом высок. К примеру, в целом по итогам 2016 года российский рынок автомобилей составил 1,5 млн. штук. Совокупный же объем экспорта автомобилей и автокомпонентов в 2016 году в деньгах составил 2,4 млрд. долл. В штуках за этот период было экспортировано 83 тыс. автомобилей, в том числе 67 тыс. легковых, 6 тыс. легких коммерческих, 8 тыс. грузовых автомобилей и около 2 тыс. автобусов. При этом объем экспорта готовых автомобилей за последние три года даже снизился. Так, по итогам 2016 года он составил 1,5 млрд. долл, тогда как в 2013 году составлял 2,2 млрд долл. Заметим, из крупных отечественных производителей АвтоВАЗ по итогам прошлого года продал за рубеж свыше 17 тыс автомобилей Lada и машинокомплектов. КамАЗ экспортировал 6220 автомобилей, а УАЗ отправил за границу 3,5 тыс. своих автомобилей.
Для сравнения, во всем мире только по итогам прошлого года было произведено 95 млн автомобилей. Продается же ежегодно около 44 млн штук.
Что примечательно, интерес стран СНГ к российским автомобилям и комплектующим также снижается. Так, если экспорт автомобилей в страны дальнего зарубежья вырос с 0,2 млрд. долл в 2013 году до 0,7 млрд. долл в 2016 году, то объем экспорта в СНГ снизился за тот же период в 2,7 раза. В Минпромторге такое падение интереса к отечественным авто связывают с введением утилизационного сбора в Казахстане и ситуацией в Украине.
Несмотря на довольно скромные текущие результаты в будущем власти надеются серьезно нарастить объемы экспорта. Очевидно, в том числе и благодаря субсидированию кредитов на покупку отечественных авто. В частности, как следует из утвержденной в конце августа «Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в РФ на период до 2025 года», к концу 2025 года объемы экспорта отечественной автопродукции должны быть не ниже 4,4 млрд. долл. Причем в базовом сценарии также должно быть экспортировано не менее 240 тыс. автомобилей и автокомпонентов. В оптимистическом сценарии объем экспорта продукции автомобильной промышленности должен составить до 7,8 млрд. долл (400 тыс. автомобилей и комплектов), при этом объем экспорта автокомпонентов составит 2,5 млрд. долл.
В сложившейся ситуации любая поддержка авторынка и автопрома является позитивной мерой, комментирует предложение Минпромторга субсидировать ставку по автокредиту для иностранных граждан зампредправления компании «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. «Однако непонятно как технически будут заключаться контракты с зарубежными банками, по какому принципу будут выбраны данные банки, в какой валюте будет компенсироваться кредиты и процентная ставка», – задается вопросом он.
«Все-таки когда мы говорим о расширении программы стимулирования посредством экспансии льготного кредитования на внешние рынки, мы говорим в первую очередь о рынках Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии», – уверен аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов.
Между тем, инициатива Минпромторга может разбиться о санкции, которые западные страны ввели против России, отдельных лиц и организаций, считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. «Технически такое субсидирование возможно. Для этого нужно заключить соглашение с банками, которые выдают кредиты на покупку российских автомобилей за рубежом, но такие соглашения связаны с техническим и финансовым сотрудничеством с российскими банками, что может быть запрещено», – говорит он. Еще один момент: а много ли иностранцев покупает российские автомобили в кредит? «Российские машины обычно относятся к эконом-сегменту рынка стоят около 600-800 тыс. рублей, что для развитых стран означает, что такой автомобиль средний гражданин ЕС или США может купить сразу за наличные, может быть, вложив сбережения нескольких месяцев. Зачем ему в этой ситуации кредит не совсем понятно. Если он может получить автокредит или потребительский кредит в своем банке под 1. 5-2% годовых и уже на эти средства приобрести любой автомобиль», – продолжает аналитик.
«Если же предлагается субсидировать автокредитование при покупке автомобилей жителями развивающихся стран, то резонно возникает вопрос: а может быть, все-таки лучше защищать своего, российского потребителя? Может быть, лучше субсидировать покупку в кредит бытовой техники, электроники, строительных и отделочных материалов на внутреннем рынке? Тем более, если на это есть такие большие бюджеты», – рассуждает Лукашов, подчеркивая, что льготное кредитование в целом является малоэффективной мерой. «Льготное кредитование искусственно раздувает спрос на тот или иной товар, что приводит к искажению функционирования рыночных механизмов, за которое в итоге все равно будут расплачиваться налогоплательщики», – резюмирует он.