Все больше российского зерна уходит на экспорт. Фото Reuters
Украинские аграрные власти обвиняют Россию и Египет чуть ли не в сговоре. Якобы африканская страна специально повысила требования к импортной пшенице, чтобы избавиться от менее качественного украинского сырья. Эксперты опровергают теорию заговора и объясняют неудачи Украины другими причинами.
Украина может лишиться выхода на рынок крупнейшего в мире импортера пшеницы – Египта – из-за его новых требований к качеству зерна: протеина в нем должно теперь содержаться не менее 12,5%. До этого момента страна принимала украинское, российское и румынское зерно с содержанием белка 12%, а французское и американское – с 11,5%. Эти условия благоприятны для конкурента – России, сказал исполняющий обязанности министра аграрной политики и продовольствия Украины Максим Мартынюк.
Новые требования были введены египтянами еще весной, однако результаты недавнего тендера показали, кого можно считать фаворитом. В середине августа египетская госкомпания GASC закупила 355 тыс. т пшеницы, из которых 295 тыс. т поставят экспортеры российской пшеницы и только 60 тыс. т – украинской.
Мартынюк увидел в этом российско-египетский заговор против Незалежной. «Изменение требований к товарным партиям делается для наращивания поставок российского зерна. И если покупатель задался целью покупать российское зерно, то мы вряд ли сможем что-то изменить», – сказал он.
«Новые правила – это не очень хорошая новость не только для Украины, но и для Франции, так как в среднем их зерно хуже качеством. Эти изменения действительно на руку России, так как она поставляет в основном зерно именно с таким содержанием протеина, – сказал «НГ» руководитель компании «СовЭкон» Андрей Сизов. – Египет давно повышает уровень требований к содержанию белка в пшенице, это его стратегическое устремление. На мой взгляд, это связано с тем, что страна готовится к сокращению государственной программы выпуска дотируемого хлеба. Чтобы смягчить негативный эффект от этой процедуры, возможно, к моменту ее начала рынку и будет предложена схема – меньше хлеба, зато более высокого качества».
Впрочем, к темпам развития зернопроизводства в РФ сейчас привлечены взоры не только Украины, которая, кстати, в 2016/17 маркетинговом году (он начинается у сельхозпроизводителей 1 июля) переместилась в рейтинге мировых экспортеров пшеницы с пятого на шестое место.
В прошлом году Россия экспортировала 27,8 млн т пшеницы, что больше, чем весь Евросоюз, и она претендует на первое место в мире впервые с тех пор, как ЕС считается одним целым, сообщает Bloomberg. А если брать все страны отдельно, то Россия в позапрошлом году впервые вырвалась на первое место, обогнав США.
Минсельхоз США считает, что и в нынешнем году России удастся обогнать США по экспорту пшеницы и выйти на первое место в мире. Авторы отчета подчеркивают, что россияне добились впечатляющих показателей, а объем экспорта пшеницы из России «достигнет рекордно высокого уровня» в 31,5 млн т.
«Согласно прогнозам, в странах ЕС и в России ожидается более высокий урожай, что позволит им продавать больше пшеницы, снижая тем самым долю США и Канады в мировом экспорте», – говорится в сообщении.
Минсельхоз РФ сохраняет прогноз по сбору зерна на уровне 103–105 млн т. Это лишь немногим меньше показателей 2016 года, когда было собрано 119 млн т зерна. Но перспективы по экспорту вполне радужные. Россия может увеличить экспорт зерна до 70 млн т в год, об этом на Восточном экономическом форуме сообщил министр сельского хозяйства России Александр Ткачев. «Объемы экспорта будут увеличиваться, будут достаточно серьезные цифры – и 60, и 70 млн т зерна», – цитирует ТАСС министра. По словам Ткачева, для этого необходимо увеличивать посевные площади, а также повышать урожайность с 1 га.
Bloomberg считает, что захватывать новые экспортные рынки России помогает климатический фактор, в то время как ее американские, канадские и австралийские конкуренты страдают от засухи.
Агентство также сравнивает стартовые возможности России и Украины. У России есть преимущество, поскольку она в начале нулевых годов сняла ограничения на владение землей, пишет агентство. В то же время у Украины и сегодня нет легального земельного рынка. Именно этим Bloomberg объясняет медленный рост производства зерна в этой стране в последние годы.
Несмотря на успехи России, агентство обращает внимание на то, что ориентир на экспорт сельхозпродукции по-прежнему означает сырьевую зависимость и уязвимость перед глобальными тенденциями на рынке. По данным Bloomberg, российская пшеница продавалась в 2012 году по цене около 350 долл. за тонну, а сейчас ее цена упала до 180 долл. Кроме того, рост в сельском хозяйстве зависит от государственной поддержки, а рост объемов той же пшеницы упирается в экспортную инфраструктуру.
Вместе с тем Bloomberg считает, что поддержка со стороны государства со временем может принести свои плоды, если России удастся развить производство более высокоприбыльной сельскохозяйственной продукции – например, мяса, молока и овощей, которые пока РФ импортирует.