Продовольственные товары узкого сегмента - то, чем небольшие производители привлекают интерес покупателя. Фото Агентства городских новостей "Москва"
Во время визита президента России в Ярославль фермеры региона пожаловались первому лицу государства на недостаток торговых площадей и трудности в реализации продукции. Владимир Путин, воспользовавшись случаем, заказал аграриям полезный козий сыр и поручил губернатору решить проблемы с реализацией фермерского товара. Административный ресурс, конечно, сильнейший инструмент, но не единственный.
В последние два года толчок к развитию местных производителей и фермеров дало сотрудничество с федеральными ритейлерами. Факт опровергает устойчивое мнение о том, что крупные торговые сети убивают малый бизнес в регионах. При ближайшем рассмотрении оказывается, что именно в торговых точках известных брендов малый и микробизнес, а также частные предприниматели становятся желанными партнерами. Среди лидеров российской розничной торговли это даже становится элементом конкурентной борьбы. Так, свои программы привлечения субарендаторов из малого и среднего бизнеса есть у группы компаний X5 (объединяет сети «Пятёрочка», «Перекресток», «Карусель»), ЗАО «Тандер» (бренд «Магнит») и других игроков рынка.
Выгода сотрудничества крупнейших розничных компаний с небольшими локальными игроками очевидна: они являются поставщиками продукции узкого сегмента, которую, как правило, не могут предложить более крупные дистрибьюторы и которая пользуется повышенным спросом у покупателей. Это фермерские продукты, рыбные и мясные деликатесы, хлебобулочные изделия и торты, сезонные фрукты. Ритейл сдает торговые площади для малого и среднего бизнеса (МСБ) с целью предложения потребителю расширенного ассортимента.
Наибольшее количество партнеров X5 развивают свой бизнес вместе с «Пятёрочкой» – 5000 субарендаторов занимают в совокупности более 8% общей торговой площади сети. Как сообщили «НГ» в «Пятёрочке», свыше 3 тыс. из них – фермеры, малые и средние предприятия, реализующие продукты питания, детские товары и оказывающие бытовые услуги. Программу привлечения субарендаторов ритейлер запустил в 2013 году, и число ее участников растет год от года. При этом, как подчеркивают в «Пятёрочке», речь идет не о простом обмене квадратных метров на рубли, а о создании партнерской экосистемы. Это позволяет превращать магазины самого востребованного формата «у дома» в место притяжения покупателей за счет удовлетворения всех потребностей в одной локации. Большой игрок предлагает маркетинговую, консультационную помощь небольшим компаниям и заинтересован в их развитии и увеличении количества точек присутствия. В таких условиях конвертация трафика работает в интересах всех партнеров.
Среди субарендаторов «Магнита» также большинство – это представители мелкого и среднего бизнеса. Из более 7 тыс. партнеров примерно 5 тыс. – небольшие предприятия, реализующие в том числе хлебобулочные, мясные изделия, рыбу, овощи, фрукты, мед и многие другие товары. Как рассказали «НГ» в торговой сети «Магнит», в настоящее время в магазинах расположено около 20 тыс. различных торговых точек партнеров: аптеки, салоны сотовой связи, приемные пункты прачечных. Представитель ритейлера добавил, что многие производители уже оценили эффективность сотрудничества и не боятся инвестировать в развитие собственного бизнеса: начиная с открытия нескольких точек в одном городе, в дальнейшем расширяют количество торговых объектов до нескольких десятков и выходят на рынки других регионов.
Начать сотрудничество с ритейлом с субаренды, чтобы впоследствии нарастить собственное производство до необходимых сетям масштабов либо объединиться с такими же небольшими предприятиями и предложить ритейлеру суммарный объем произведенной продукции, – перспективная стратегия, считают эксперты «НГ». «Объемы поставок крупных сетей таковы, что те, кто может соответствовать их требованиям и способен их обеспечить, автоматически перестает быть малым», – подчеркивает первый вице-президент «ОПОРЫ России», президент Группы компаний «Русский огород», член Общественного совета при Министерстве сельского хозяйства РФ Владислав Корочкин.
Формат «магазина в магазине» – не единственный вариант взаимодействия сетей с МСБ. К примеру, в Новосибирске, одном из ведущих городов по уровню развития современного ритейла и обеспеченности горожан торговыми площадями, отлажены коммуникации представленных в городе федеральных сетей с местными производителями: стороны встречаются, обсуждают механизмы вхождения локального бизнеса в сети, ценообразование, трудности развития небольших компаний. Диалог проходит при поддержке местных властей. Аналогичный опыт есть в Башкортостане. По словам предпринимательницы из Уфы Динары Хаертдиновой, местные органы власти поощряют сотрудничество сетевых ритейлеров с небольшими компаниями, а также оказывают поддержку малому и среднему бизнесу. В частности, Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан выделяет субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития либо модернизации производства.
Член комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Анна Чуракова уверена, что взаимодействие МСБ и лидеров российского ритейла будет успешным в том случае, если это делается ради взаимовыгодного сотрудничества. Анна Чуракова считает, что успешный опыт следует распространять не только в крупных городах, но и в малых, отдаленных населенных пунктах.
Эксперты розничного рынка отмечают, что смена тональности во взаимоотношениях ритейлеров и местных производителей стала трендом: условная конфронтация сменяется реальным сотрудничеством.