Присоединиться к сетям водоснабжения стало проще. Фото предоставлено пресс-службой Министерства ЖКХ Московской области
Правительство РФ в начале августа приняло постановление об особенностях оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Документом устанавливается, что такие услуги – предоставление технических условий, заключение договоров о подключении и выдача соответствующих актов – должны оказываться в электронном виде. В эксперименте участвуют всего три субъекта РФ: Московская область, Москва и Санкт-Петербург. В Подмосковье к нововведениям поэтапно готовились с прошлого года, и уже сейчас любой заявитель, будь то строительная фирма, малый бизнес или рядовой гражданин, может получить весь объем госуслуг в данной сфере через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно правительственному постановлению, переход к электронной форме устанавливается в целях сокращения сроков процедуры подключения и перечня сведений и документов, предоставляемых заявителем, а также унификации требований к этим документам. В Московской области давно обратили внимание на эту проблему. «Мы в числе лидеров по срокам, по удобству подключения электричества и газа, – отмечал в конце прошлого года губернатор Андрей Воробьёв. – Существует другой, очень серьезный вызов – это получение техусловий. Здесь до сих пор была полная неразбериха, часто спекуляция и злоупотребления. Мы претендуем на то, что в ближайшее время сможем обеспечить полную прозрачность и доступность этой услуги для всех без исключения хозяйствующих субъектов».
В начале 2017 года в Подмосковье стартовал пилотный проект по переводу данных госуслуг в электронный вид. К этому времени на территории региона действовало более 1,5 тыс. коммунальных организаций, выдававших техусловия на подключение к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения. Выдачу техусловий перевели в Интернет, но это было сравнительно нетрудно, поскольку данная услуга носит информационный характер. Сложнее было с переводом в электронную форму договоров техприсоединения.
«Эта услуга является нашим ноу-хау. Мы говорим о выдаче через портал подписанного электронно-цифровой подписью договора техприсоединения к сетям, который содержит конкретные сроки и проверенную стоимость. Такая возможность сейчас реализована только в Московской области», – подчеркнул в начале нынешнего года министр жилищно-коммунального хозяйства Евгений Хромушин.
Сейчас весь объем услуг по подключению или технологическому присоединению к инженерным сетям предоставляется через региональный портал государственных и муниципальных услуг. В частности, на сайте можно получить сведения о предельной свободной мощности существующих сетей, максимальной нагрузке, сроках подключения объекта капитального строительства к сетям, сроке действия технических условий, плате за подключение или технологическое присоединение. Получение техусловий, дубликата или информации о плате за присоединение займет не более 14 рабочих дней. Срок получения договоров подключения к системам тепло- и водоснабжения, а также водоотведения – 36–96 рабочих дней, техприсоединения к электрическим сетям – 15 рабочих дней, к сетям газораспределения – 30 рабочих дней.
Подача заявления в электронной форме полностью исключает необходимость личного посещения ресурсоснабжающей организации, позволяет четко контролировать процесс оказания услуги, в том числе сроки и цены. А следовательно, снижаются административные барьеры для бизнеса, оптимизируется работа отрасли и в целом улучшается инвестиционный климат региона.
Агентом между заявителем, обратившимся через Интернет за получением данных услуг, и ресурсоснабжающими организациями с начала года является областной Центр содействия строительству, созданный при правительстве Московской области Здесь бизнес и граждане могут получить всю необходимую консультационную поддержку, в том числе по вопросам, касающимся техприсоединения, Проектный офис Центра содействия строительству объединяет чиновников различных региональных министерств и ведомств. «Наш регион – один из первых в Российской Федерации, где заявки на техприсоединение подаются и обрабатываются в электронном виде через портал региональных госуслуг, – рассказывал Евгений Хромушин. – Основная задача центра – ликвидировать проволочки и устранить административные барьеры при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию различных объектов. Это происходит за счет того, что сотрудники центра сопровождают заявителя на всех этапах, что называется, под ключ: от получения техусловий и заключения договора на подключение до подписания акта о подключении. За каждым проектом закреплен персональный менеджер, что позволяет в оперативном порядке решать все вопросы, препятствующие получению техусловий. В идеале заявителя необходимо отсечь от чиновника, чтобы он с ним нигде не пересекался и имел одну «точку входа» – портал госуслуг».
К 22 августа уже выдано 35 198 технических условий и договоров на технологические присоединения. В задачи работников центра также входит ежедневное информирование ответственных лиц администраций муниципальных образований и ресурсоснабжающих организаций о наличии заявок с истекшим сроком исполнения. В результате таких напоминаний количество просрочек в предоставлении техусловий удалось сократить в разы: если в мае 2017 года просрочка достигала четверти всех заявлений, то к настоящему моменту она снижена до 1%.