Объем государственной поддержки автомобильного рынка в РФ в миллиардах рублей. Источник: Федеральное казначейство * на 1 июня 2017 года
Кризис российского авторынка, похоже, миновал. Продажи легковых автомобилей в РФ растут двузначными темпами третий месяц подряд, спрос населения на автокредиты увеличивается. Вместе с тем, как считают в Аналитическом центре при правительстве, улучшение ситуации на авторынке произошло сейчас вовсе не из-за многомиллиардной господдержки отрасли.
Авторынок, похоже, преодолел дно, сообщают экономисты Аналитического центра при правительстве. «Ситуация на авторынке постоянно улучшается и к концу года будет выглядеть вполне оптимистичной», – заявил замруководителя центра Глеб Покатович. Подобные оптимистичные выводы подтверждаются и статистикой автопродаж. Так, в июле продажи новых легковых автомобилей в годовом выражении увеличились на 18,6%, составив 129 тыс. шт., следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. Двузначный рост автопродаж наблюдается третий месяц подряд.
Растет и выдача россиянам автокредитов. Об этом сообщают в Национальном бюро кредитных историй. По их данным, только по итогам второго квартала текущего года в кредит было продано почти 170 тыс. автомобилей, что стало самым высоким квартальным показателем с 2015 года. В годовом выражении количество выданных автокредитов выросло на 25,5%. Хотя текущие показатели далеки даже от кризисного 2014-го. Тогда только во втором квартале было выдано свыше 200 тыс. автокредитов.
Вместе с тем, как сообщают эксперты Аналитического центра при правительстве, нельзя сказать, что именно меры господдержки помогли сейчас вывести отрасль из кризиса.
Например, в 2010–2011 годах благодаря программе льготного автокредитования рынок увеличился на 5,2%, а благодаря программе утилизации – на 17,4%, указали в центре. «При этом в первой половине 2017 года авторынок вырос на 12,7%, хотя мер господдержки спроса в этот период не было», – уточняют эксперты, полагая, что рост стал возможен в основном за счет некоторого улучшения макроэкономической ситуации и отложенного спроса населения.
«В первом полугодии 2017 года рынок рос исключительно благодаря улучшению потребительских настроений и динамики основных экономических факторов», – объясняет начальник управления отраслей экономики Аналитического центра Григорий Микрюков.
Он напоминает, что прямая поддержка спроса началась только во втором полугодии. «И если по итогам шести месяцев рынок вырос на 12,7%, то к началу августа рост ускорился до 13,3%. Окажут ли новые меры дополнительный эффект – сказать сложно», – замечает экономист.
«Наши расчеты и результаты зарубежных исследований свидетельствуют, что стимулирование спроса на длительном горизонте неэффективно. Новые меры поддержки (программы «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль») имеют преимущество, так как направлены на определенные группы потребителей. Но даже при росте продаж в этих сегментах общий эффект на рынок в целом окажется незначителен», – сообщают в центре.
Аналитический центр предоставил «НГ» данные Казначейства, из которых следует, что в 2017 году по состоянию на 1 июля господдержка автопрома составила около 73 млрд руб., это были субсидии автопроизводителям. В прошлом году объемы господдержки достигали почти 130 млрд руб., из которых на льготные автокредиты и лизинг приходилось около 14 млрд руб.
В то же время, как сообщают в Институте комплексных стратегических исследований (ИКСИ), «основным фактором восстановления продаж автомобилей в России остается расширение автокредитования»: «Объем выдачи новых автокредитов в январе–мае 2017 года увеличился на 44,7% в годовом выражении. Отсутствие роста доходов населения ограничивает потенциал восстановления рынка в среднесрочной перспективе».
Как заявил на прошлой неделе директор департамента развития секторов экономики Минэкономразвития Александр Масленников, министерство предлагает сохранить господдержку российского автопрома на уровне 65 млрд руб. ежегодно в период до 2025 года, но переориентировать ее для освоения новых технологий. РИА Новости уточняет, что на поддержку спроса в 2017 году государство суммарно выделяет 62,3 млрд руб.
«Мы имеем в виду, что до 2025 года поддержка рынка должна трансформироваться в поддержку новых технологий, новых направлений. Мы в стадии внутреннего согласования с Минфином. Насколько я знаю, Минпром поддерживает самую верхнюю цифру, но у нас есть небольшие разногласия по поводу времени сокращения программ спроса», – пояснил Масленников.
Между тем даже текущее оживление на российском авторынке на фоне мировых продаж выглядит микроскопически. Пока, как замечают в ИКСИ, «две трети мирового роста продаж в текущем году обеспечит увеличение спроса на автомобили в КНР, несмотря на прогнозируемое замедление темпов роста продаж в стране с 15% в 2016 году до 5% в 2017-м».
В целом же по итогам 2017 года мировые продажи легковых машин увеличатся на 2,4%, прогнозируют в ИКСИ. Правда, эксперты отмечают, что налицо замедление роста, потому что в прошлом году продажи выросли на 5,6%. Кроме того, в июне этого года продажи автомобилей в странах – ведущих автомобильных рынках выросли всего на 1,6% в годовом выражении, и это стало минимальным за последние 22 месяца.
На фоне такого глобального замедления восстановление продаж в РФ оказывается незамеченным. Что немудрено – ведь отечественный рынок не дотягивает и до 2% мирового.
То, что каждый второй проданный в России автомобиль приобретается с привлечением заемных средств, – не слишком хороший показатель, рассуждают эксперты «НГ». «Это хорошо для банков, но говорит об отсутствии у населения достаточных для самостоятельной покупки средств. Следовательно, рост продаж не подкреплен ростом доходов, а с учетом того, что средний срок выплаты автокредита составляет три года, можно предположить, что в течение этого срока каждый второй россиянин, купивший в первом полугодии автомобиль, следующую покупку не совершит до 2020 года. Очевидно, что в перспективе это чревато серьезной просадкой», – предупреждает замначальника аналитического отдела компании «Солид» Азрет Гулиев.
Вместе с тем поддержка производителей важна, так как помогает пережить непростые времена на внутреннем рынке, больше экспортировать продукции, замечает ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «И если бы поддержки не было, ситуация в автопроме могла бы стать еще хуже, а денег на ее исправление потребовалось бы в разы больше», – обращает внимание эксперт.