В Роструде не согласились с выводами специалистов Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) о росте некриминального теневого сектора в России.
Как писала «НГ», по оценкам исследователей, доля граждан, которые в течение последнего года были с различной интенсивностью вовлечены в теневой рынок труда, составляла по состоянию на июнь примерно 45% от общей численности занятого населения. Такой результат эксперты РАНХиГС получили в ходе репрезентативного опроса.
- Подробнее: Теневой сектор вышел из кризиса
«Я бы не стал утверждать, что в стране произошло увеличение доли теневого рынка, опираясь исключительно на данные социологического опроса», – заявил «НГ» замруководителя Роструда Михаил Иванков.
К тому же, по его словам, необходимо разделить понятия неформально занятых, тех, кто получает зарплату в конверте, и самозанятых. Первые не оформляют трудовые отношения с работодателем, то есть работают без трудового договора. Вторые официально оформлены на работе, но получают зарплату в конверте. А третьи – самозанятые – это люди, которые, по словам Иванкова, «на свой страх и риск, как правило, занимаются оказанием услуг другим физическим лицам». «Поэтому применять понятие «трудовые отношения» к самозанятым не совсем верно», – приводит слова Иванкова пресс-служба Роструда.
В Роструде рассказали, как именно ведомство выявляет и «обеляет» неформально занятых: «Начиная с 2015 года в соответствии с поручением правительства Роструд координирует работу региональных органов исполнительной и муниципальной власти, которая направлена на выявление тех сфер экономики, где риск возникновения неформальных трудовых отношений наиболее велик. Для этого создан оперативный штаб и заключены соглашения с регионами. Установлен постоянный контроль над реализацией этих соглашений. На региональном уровне созданы межведомственные комиссии, в муниципальных образованиях сформированы рабочие группы по легализации труда во главе с главами администраций».
«Эти органы применяют различные методы получения объективной информации о состоянии рынка труда, в том числе проводят мониторинг предприятий, организуют обмен данными с территориальными отделениями Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования, управлениями Федеральной налоговой службы, органами службы занятости и т.д., – поясняют в ведомстве. – Важной составляющей снижения неформальной занятости является активное непосредственное взаимодействие с предприятиями, осуществляемое муниципальными рабочими группами».
Механизм такой. «На первом этапе представитель организации, не заключающий трудовые договоры, вызывается на заседание межведомственной комиссии или рабочей группы, где перед ним ставится задача по выводу персонала из тени. Если работодатель продолжает нарушать закон, в отношении него могут применяться административные меры. Тем не менее, штрафные санкции являются крайней мерой и применяются лишь тогда, когда работодатель продолжает цинично игнорировать законодательно установленные требования», – ответили в Роструде.