Фото Роман Смирнов\НГ-Online
В первом полугодии 2017-го количество проданных в России роскошных автомобилей по цене от 3 до 33 и выше млн руб. выросло на 9% по отношению к тому же периоду прошлого года. Автоспециалисты уверяют, что счастливыми хозяевами таких автомобилей стали успешные предприниматели и деятели шоу-бизнеса, доходы которых не пострадали во время кризиса. Другие эксперты подозревают, что среди владельцев люксовых марок могли оказаться и чиновники, нашедшие лазейки для обхода правительственного запрета на покупку сверхдорогих автомобилей.
Как сообщило аналитическое агентство «Автостат», за январь–июнь 2017-го в стране было продано 733 роскошных автомобиля так называемой категории Luxury, а за тот же период прошлого года – 675 штук. Рост – примерно на 9%.
Около 70% проданных за указанный период роскошных машин пришлось на Москву и Подмосковье (503 люкс-авто). Также любители роскоши на колесах живут в Санкт-Петербурге (туда уехали 46 машин), в Краснодарском крае (23 штуки), в Татарстане и Ростовской области – по 10 машин.
Свыше 40% автомобилей сегмента – это Mercedes-Benz Maybach S-Class. Таких автомобилей было продано 314. Далее в списке предпочтений богатых россиян идут автомобили Maserati (продано 213 экземпляров), а замыкает первую тройку Bentley (116). Также за это время в нашей стране было приобретено 47 новых Rolls-Royce, 17 – Lamborghini, 15 – Ferrari и 11 – Aston Martin.
Хотя, судя по данным «Автостата», рынок этих авто достаточно изменчивый, месяц на месяц не приходится (в апреле 2017 года продажи выросли на 17%, а в мае упали на 14,7%), но в целом прослеживается тенденция к росту, который не обращает внимания на кризис. По итогам 2016 года было продано почти 1,2 тыс. штук, что на 6,5% больше, чем в 2015-м. А в первом полугодии 2015 года роскошных автомобилей было продано почти в 2 раза больше по сравнению с тем же периодом 2014-го.
В Минпромторге России к роскошным относят автомобили, стоимость которых превышает 3 млн руб. Однако цена того же Mercedes-Maybach стартует с отметки в 7,8 млн руб. Впрочем, это далеко не предел. Роскошный Rolls-Royce Ghost продают за 24,7 млн руб., Bentley Flying Spur уходит за 27,8 млн руб., средняя цена Rolls-Royce Phantom составляет 33,8 млн руб. Всего за пять месяцев этого года россияне потратили на приобретение люксовых автомобилей 24 млрд руб.
По состоянию на 1 января 2017 года в РФ было зарегистрировано около 9,7 тыс. luxury-автомобилей. Больше половины люксовых авто в РФ, по данным «Автостата», стоят на учете в Москве – около 5,5 тыс. экземпляров. В других регионах таких машин гораздо меньше. Например, в Санкт-Петербурге зарегистрировано чуть более 900 машин, в Подмосковье – 800, в Краснодарском крае – 258 штук, в Свердловской и Ростовской областях – 129 и 119 единиц соответственно. Представитель Rolls-Royce рассказывал, что заказы есть также из Сочи, Красноярска и даже Сахалина.
Опрошенные «НГ» эксперты отмечают, что речь идет не столько о рынке автомобилей, сколько о люксовых приобретениях, при этом они по-разному объясняют растущий спрос на супердорогие авто и неодинаково оценивают влияние общей экономической ситуации на эти продажи.
По мнению операционного директора компании «АВИЛОН» Вагифа Бикулова рост продаж в этом сегменте вызван внимательным отношением производителей суперкаров к российскому рынку. «Даже кратковременное укрепление рубля позволило запустить программы поддержки trade-in и финансирования сделок. Высокие продажи в России в люкс сегменте подстегнули войну брендов за лояльность владельцев дорогих автомобилей. Несмотря на реконструкцию Москвы и холодное лето, программы поддержки продаж позволили привлечь новую аудиторию», – сказал «НГ» Бикулов.
Эксперт автомобильной отрасли Алексей Тузов отмечает, что продажи люксовых автомобилей превышают средние показатели по рынку. «Если за первые шесть месяцев 2017 года продажи легковых автомобилей в целом по России выросли на 6,9%, причем +8,4% пришлось на массовый сегмент и -3,3% на автомобили премиум-класса, то авто класса люкс показали рост в 9%. Считается, что продажи люксовых авто в России увеличиваются в разгар кризиса: если спрос на массовые автомобили падает, то на роскошные именно растет. Но первое полугодие, в котором экономическая ситуация в стране была вполне стабильна, опровергло это правило. Объяснить вышеперечисленные факторы можно небольшой долей люксового рынка в РФ, а значит возможной зависимостью итоговых показателей от случайных факторов, как например то, что правительство Москвы в начале 2017 года решило обновить свой автопарк и закупить седаны Mercedes-Benz Maybach S-Class для чиновников, тем самым резко повысив показатели продаж Luxury сегмента».
«Рост продаж в люкс-сегменте особенно бурно начался в момент резкого скачка курсов валют и продолжается уже с 2014 года, – сказал «НГ» зампред правления «Автоспеццентра» Александр Зиновьев. – Покупатели в данном сегменте в большинстве своем имеют сбережения в иностранной валюте, и при низком курсе рубля это делает покупку более выгодной, чем, к примеру, в странах Западной Европы. Так что тут нет зависимости между продажами автомобилей премиум класса и темпами роста российской экономики». По мнению Зиновьева основными покупателями дорогих автомобилей являются крупные бизнесмены и деятели шоу-бизнеса.
«Портрет владельца суперкара в России и Европе сегодня идентичен – это успешные профессионалы, те кто хочет побаловать себя вниманием к деталям и особым сервисом, подчеркнуть свой статус. Основные покупатели – владельцы предприятий, финансовых структур, представители шоу-бизнеса», – считает Бикулов.
«Формально, сейчас основными покупателями люксовых автомобилей стали бизнесмены. В декабре Дмитрий Медведев запретил чиновникам пользоваться автомобилями мощностью более 200 лошадиных сил и стоимостью более 2 млн. руб., тем не менее, каким-то образом, это не мешает отдельным чиновникам их приобретать. Видимо, остались какие-то лазейки. Если учесть, что члены семей некоторых высокопоставленных чиновников покупают люксовые машины, а бизнес нередко сращен с госдеятельностью, то отследить реальный объем госденег в покупке таких авто крайне трудно», – сказал «НГ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
Руководитель департамента компании Castle Family Office Оксана Ильзина также не исключает, что чиновники по-прежнему могут покупать дорогие авто. «В 2017-м году расходы на общегосударственные вопросы, в которые входят обеспечение деятельности, в том числе транспортировки высших чиновников и правительственных деятелей, обойдутся бюджету в 1,9 трлн руб, что на 70% превышает затраты прошлого года. Возвращение чиновников и бизнесменов к любимым маркам автомобилей и привычному уровню комфорта – закономерный процесс, связанный во многом и с повышением уровня доходов», – сказала «НГ» Ильзина.
Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров видит в увеличении продаж люксовых авто отдушину для предпринимателей. «За первое полугодие рост ВВП составил 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, многие российские предприятия показали высокую доходность. В свете таких историй успеха наши проекты становятся еще более интересны иностранным инвесторам, что позволяет говорить о новом притоке средств в Россию. С другой стороны, рисков для бизнеса также становится меньше. Политическая воля государства сегодня направлена на защиту бизнеса: президент РФ Владимир Путин дает недвусмысленные сигналы государственным органам прекратить давление на предпринимателей. Это вдыхает определенный оптимизм в бизнес, который, откровенно говоря, устал от кризиса», – сказал «НГ» Назаров.
«В какой-то мере можно согласиться, что небольшой процент бизнесменов почувствовал окончание кризиса и позволяют себе «немного больше роскоши», однако это фактор все же вряд ли доминирующий, – возражает аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. – Люди, которые могут купить себе роскошный автомобиль, могут сделать это всегда, несмотря на кризис или другие экономические потрясения. Текущее ускорение связано скорее с выходом новых моделей люксовых авто, таких как Bentley Bentayga, Maserati Levante, Mercedes-Maybach, на которые наблюдается высокий спрос».
«На рынке люксовых автомобилей особые законы конъюнктуры. Финансовые возможности элитных клиентов в период кризиса мало снизились, поэтому этот сегмент авторынка «просел» меньше других, на него слабее действуют такие факторы как снижение общих показателей экономики, среднедушевых доходов, – сказал «НГ» ведущий аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман. – Общая стабилизация в стране, постепенный выход из кризиса влияет на рост продаж не только в этом сегменте: авторынок в целом за первые 7 месяцев 2017 года поднялся по числу проданных автомобилей на 8,5%. Поэтому увеличение в люксовом секторе на 9% за полгода не выглядит чем-то необыкновенным».