Глава Минэнерго Александр Новак недоумевает по поводу санкций ЕС против его подчиненных. Фото Reuters
Россия пытается адаптироваться не только к кризису, но и к череде санкций. Несмотря на большое количество проектов в нефтегазовом секторе, попавших под предыдущие ограничения Запада, там не было таких скандалов, какой недавно произошел с поставками турбин Siemens в Крым. Возможно, это свидетельствует об удобных лазейках, которые находили как российские, так и зарубежные участники проектов. Специалисты Аналитического центра при правительстве РФ считают, что у нефтяников и газовиков есть шансы приспособиться к новым санкциям США. А перед выходными ужесточил санкции против РФ Евросоюз.
Евросоюз в пятницу расширил список антироссийских санкций из-за скандала с поставками турбин Siemens в Крым.
Под ограничения попали два чиновника из Минэнерго, три предприятия, которые на Западе обвиняют в запрещенных поставках оборудования в Крым, и руководитель двух из этих предприятий.
В Совете ЕС заявили, что замминистра энергетики Андрей Черезов «разделяет ответственность за решение о доставке газовых турбин Siemens в Крым». Глава департамента ведомства Евгений Грабчак попал в санкционный список как «лицо, ответственное в Министерстве энергетики за развитие электроэнергетических проектов в Крыму». Санкции введены в отношении компаний «Интеравтоматика», ОАО и ООО «ВО «Технопромэкспорт» (первое из них с 2016 года находится в процедуре банкротства), также в список попал гендиректор «Технопромэкспорта» Сергей Топор-Гилка.
Минэнерго РФ выразило недоумение по поводу решения ЕС, назвало его вмешательством в спор двух хозяйствующих субъектов, нарушением международного права. «ЕС принимал решение, исходя исключительно из политических соображений», – говорится в официальном заявлении российского министерства.
Ранее представители Siemens заявили, что все четыре турбины, предназначенные для проекта в Тамани, были незаконно поставлены в Крым, и предложили аннулировать контракт и выкупить их («НГ» неоднократно писала о ситуации – см. №№ от 10, 21, 24 и 28 июля 2017 г.).
Российский нефтегазовый сектор уже три года существует в условиях санкций, реализуемых США, ЕС и другими странами, однако ничего подобного скандалу с турбинами в этом секторе эксперты не припомнят.
Специалисты Аналитического центра при правительстве РФ сообщают в своем свежем энергетическом бюллетене, что российский нефтегазовый сектор частично адаптировался к «старым» санкциям за счет господдержки, партнерства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и гибкости норм ЕС. Однако новые антироссийские меры США эксперты уже называют переходом от точечных санкций к огню «по площадям». Новый закон предполагает существенное расширение ограничений. Если раньше речь шла только о проектах «Газпрома», «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа, «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» в России, то теперь санкции будут распространены на все проекты этих компаний, включая зарубежные.
Как замечают в правительственном аналитическом центре, дело в том, что предыдущие санкции предоставляли лазейки для обхода – можно было, например, покупать оборудование якобы для зарубежных проектов, но использовать его внутри РФ. Вместе с тем правительственные аналитики уверены, что и в новом документе будут найдены лазейки. Закон оставляет шанс для привлечения американских технологий в Россию, так как из-под запрета выводятся проекты, в которых доля компаний под санкциями составляет менее 33%. Если бы эта цифра была меньше, то под удар попали бы такие проекты, как, например, азербайджанский «Шах-Дениз-2», который считается альтернативой поставкам российского газа в Европу и в котором 10% принадлежат ЛУКОЙЛу, говорится в обзоре аналитического центра. Теоретически покупать подсанкционное оборудование можно для такого проекта, а использовать его в России.
По заверениям главы Минэнерго Александра Новака, работа над выпуском оборудования для нефтегазового сектора взамен импортного идет полным ходом, завершить ее планируется к 2020 году. Кроме того, как сообщил «НГ» директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, часть проектов, формально попадающих под санкции, приостановлена вовсе не из-за них, а в связи с ухудшением рыночной конъюнктуры.
«Что касается добычи на Арктическом шельфе, то «Приразломная» была введена в эксплуатацию до введения санкций, а новые проекты приостановлены из-за резкого падения цены на нефть. То же и со сланцевым проектом «Сургутнефтегаза»: компания потихоньку реализует его своими силами, происходит освоение технологий, обучение персонала за рубежом», – говорит Правосудов.
Ужесточение санкций не критично, но потребует продолжения адаптации, считают эксперты Аналитического центра при правительстве РФ.