Став кавалером российского ордена Дружбы за успехи в стройбизнесе, Лю Сяо взялась за сельское хозяйство. Фото с сайта www.rsppdfo.ru |
С февраля 2017 года около 24 тыс. россиян получили во временное пользование свой «дальневосточный гектар». А одна китайская предпринимательница оформляет для длительного освоения более 66 тыс. га в Еврейской автономной области (ЕАО). При этом китаянка не скрывает, что для освоения российских земель она получает поддержку своего правительства в рамках геостратегического проекта «Экономический пояс Шелкового пути».
Лю Сяо – известный в ЕАО человек, ее строительная фирма с 2005 года построила здесь более 20 многоквартирных домов, детский сад, административные здания. Когда осенью 2013 года на Дальнем Востоке произошло страшное наводнение, особенно пострадали жители автономной области: было повреждено большое число зданий, множество людей осталось без крова.
Тогда компания Лю Сяо «Стройэлитцентр» до зимы, за три месяца, построила почти 10 тыс. кв. м. Ее усилия высоко оценили власти страны, в июле 2015 года губернатор ЕАО Александр Левинталь вручил гражданке Китая орден Дружбы от имени президента Владимира Путина.
Но в том же году Лю Сяо заявила, что теперь будет заниматься в ЕАО экологически чистым сельским хозяйством. Отвечая на днях на вопрос китайского агентства «Синьхуа», почему она оставляет успешный строительный бизнес, она ответила, что новые возможности для нее открыла государственная инициатива КНР «Пояс и путь». Китайская ассоциация содействия бизнесу в рамках «Пояса и пути» оказывает Лю Сяо финансовую поддержку, помогает с кадрами и другими ресурсами.
Лю Сяо основала и возглавила ООО «Дунчжанькэбо» и ведет подготовку к созданию китайско-российского дальневосточного сельско-экологического комплекса «Солнечный свет».
«Развитие органического сельского хозяйства в России соответствует китайской концепции инновационного, согласованного, зеленого, открытого и общедоступного развития. Безопасность пищевых продуктов – это важный вопрос, тесно связанный с благосостоянием народа», – говорит Лю Сяо. – Экономики КНР и РФ в значительной мере дополняют друг друга. Китай обладает богатым опытом и хорошими технологиями в сфере сельского хозяйства, а в России есть много необрабатываемых земель. РФ – это подходящее место для развития китайского сельского хозяйства нового типа».
Ближайшая цель Лю Сяо – создать крупнейшую за границей Китая базу для производства безопасных продуктов питания. Тем более что ее земельный участок размером 66,7 тыс. га расположен на северном берегу реки Амур вблизи с границей с Китаем. Планируется, что в «Солнечном свете» будут выращивать в теплицах овощи, фрукты, цветы, а также лекарственные растения для китайской медицины.
В Китае живут 1,4 млрд человек (около 19% населения Земли), но на них приходится всего 6% водных ресурсов и 10% пахотных земель планеты. В связи с ростом экономики и доходов китайцев изменился и их рацион: потребление мяса с 1990 по 2010 год выросло примерно вдвое. Более чем втрое увеличились поставки сыра, чая, кофе и мороженого, печенья и других кондитерских изделий. Для обеспечения населения продуктами питания Пекин вынужден прибегать не только к их импорту, но и аренде земли за рубежом. В 2014 году китайские предприниматели арендовали земельные участки более чем в 30 странах. Подобные китайские проекты известны с середины 90-х годов, прежде всего в Африке, Латинской Америке и Австралии.
Лю Сяо не случайно подчеркивает зеленую составляющую своего нового бизнеса: из-за ухудшения экологической ситуации в КНР за последние несколько лет деградировало более 40% пахотных земель (см. «НГ» от 25.07.17). Кроме того, в России сформировалось устойчивое негативное отношение к китайским фермерам, работающим в России, так как считается, что они не обладают высокой экологической культурой, агрессивно эксплуатируют земли, что приводит к их истощению.
Настораживает и тот факт, что Китай недавно приобрел за баснословные 46 млрд долл. швейцарскую компанию Syngenta – одного из мировых лидеров по производству пестицидов и генетически модифицированных растений. При этом Китай импортирует генно-модифицированные продукты – абсолютное большинство кукурузы и соевых бобов, импортируемых из США, – именно такие. Власти Поднебесной пытаются развеять опасения своих граждан и даже организуют кампании в поддержку ГМО. Председатель КНР Си Цзиньпин призывал активно развивать такие технологии в самом Китае, чтобы «не допустить доминирования иностранных компаний на этом рынке».
Из 70 китайских предприятий, работающих в ЕАО, сельхозпредприятия составляют более половины. В 2015 году они арендовали 36,6 тыс. га. Аграрии из Китая обрабатывали около трети всех посевных площадей, на которых в основном выращивают сою. Один из китайских фермеров, у которого в аренде 33 га, утверждает, что у себя на родине он был бы одним из самых крупных фермеров, ведь в Китае сложно получить в обработку даже 1 га.
В регионе, который создавался Сталиным в 1930-х как новая еврейская родина, «китайцев стало определенно больше, чем евреев», пишут местные СМИ. По программе «Дальневосточный гектар» в Еврейскую область подано 1,9 тыс. заявок. При этом население соседней китайской провинции Хэйлунцзян (38 млн жителей) более чем в 200 раз превышает все нынешнее население ЕАО.
С 1990 по 2006 год площадь обрабатываемых земель на Дальнем Востоке сократилась на 60%. Однако попытки передать огромные куски земли в обработку соседям до сих пор натыкались на противодействие общественности. Хотя в Забайкальском крае пустует около 800 тыс. га, попытка передать 115 тыс. из них в аренду китайцам на 49 лет стоила должности губернатору.
В пресс-службе губернатора ЕАО подчеркнули, что информация о проекте исходит от самой Лю Сяо, при этом высказали предположение, что речь может идти о гораздо более скромной, возможно в десять раз, площади земли. «По информации Лю Сяо, проект «Солнечный свет» находится в стадии проработки, готовится бизнес-план, определяется объем необходимых инвестиций, – сообщила «НГ» консультант департамента пресс-службы губернатора и правительства ЕАО Наталья Литовченко. – После предоставления инвестором документации в правительство Еврейской автономной области станет возможным оценить объем поставок продукции на внутренний рынок, налоговую составляющую проекта, количество новых рабочих мест. Пока этот проект можно рассматривать как инвестиционное предложение».
«Китайские граждане уже давно активно присутствуют на сельхозрынке Сибири и Дальнего Востока, просто раньше они это делали полулегально, а чаще – нелегально, – сказал «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов. – В каждом регионе вы услышите рассказы про целые поля, на которых еще десятилетия не будет ничего расти в результате применения китайских химикатов. В каждом городе и поселке вам расскажут, что китайские овощи есть невозможно, но они самые дешевые. Возникает масса вопросов относительно необходимости запускать в эту отрасль иностранные компании. Это не выглядит целесообразным ни с точки зрения развития рынка, ни с точки зрения продовольственной безопасности».
«К сожалению, условия проекта не являются объектом обсуждения тех, кому рядом с этим жить. Не ясно, насколько этот проект ориентирован на привлечение местных жителей. Ясно одно: предоставление земли в рамках международных контактов всегда осуществляется без проблем, с которыми бы столкнулись местные жители и предприниматели, – сказала «НГ» директор Центра агропродовольственной политики Российской академии народного хозяйства и госслужбы Наталья Шагайда. – Такие проекты в пограничных зонах должны быть объектом самого широкого обсуждения».
Главная претензия эксперта – неясные или даже непрозрачные основания для выделения земель, так как по закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предоставление земли в аренду из государственной собственности возможно только на аукционе.
«Несмотря на то что много лет идет разговор о возможности передачи земли китайскому бизнесу, я не видела типового договора, который бы устанавливал обязанность сохранения качества почвы, констатацию ее состояния, санкции с оценкой возможности их применения. Все это должно быть, учитывая сложившееся мнение – возможно, что незаслуженно – о китайской практике чрезвычайно интенсивного использования земли», – говорит Шагайда.
Кроме того, возникает вопрос о возможности претендовать на государственную поддержку таких организаций. Ведь если организация зарегистрирована в РФ, то она становится сельхозпроизводителем со всеми вытекающими последствиями, то есть она может претендовать на государственную финансовую поддержку.
«Это новая ситуация, она требует очень внимательного рассмотрения. Если этого не делать, то окажется, что землю отдали даром, работать будут иностранные работники, вывозиться продукция будет в Китай (экспорт будет расти!), а компания будет получать государственную поддержку», – недоумевает Шагайда.