Фото пресс-службы Правительства РФ
В Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте НАМИ сегодня состоялось совещание под председательством Дмитрия Медведева, посвященное развитию электрического и беспилотного транспорта. Однако НИИ, в котором проходило совещание, в последние годы известно по большей части разработкой проекта «Кортеж», в рамках которого должно начаться производство автомобилей для первых лиц государства и их сопровождающих. Именно этот проект должен стать основным у института. Только вот эксперты давно задумываются о соответствии выбранного исполнителя намеченным целям.
Разговоры о «Кортеже», напомним, ведутся с 2012 года. Разработчикам была поставлена задача создать единую платформу, на базе которой можно будет запустить производство лимузинов для первых лиц, а также внедорожников и минивэнов – для их сопровождающих. Были также разговоры, чтобы затем начать и массовое производство.
Уже в сентябре 2013 года на свет появилось распоряжение правительства №1642-р, согласно которому НАМИ стал «единственным исполнителем по государственному контракту на выполнение пилотного проекта, что позволяет заключить контракт без проведения конкурса».
Дальше – больше. Около года назад стало известно, что в 2018 году серийные версии моделей проекта «Кортеж» могут поступить в свободную продажу. И уже тогда многие специалисты недоумевали – как минимум, НИИ не обладает мощностями для производства всей линейки автомобилей проекта (а по-хорошему для этого нужно использовать либо уже действующее предприятие, либо создавать с нуля новое, что встанет в немалые деньги).
Месяц назад сообщалось, что работа над внедорожником в НАМИ приостановлена на неопределенный срок из-за нехватки ресурсов. Конструкторы, как отмечали СМИ, стараются завершить разработку лимузина, седана сопровождения, а также минивэна.
У скептиков появилось еще больше поводов для сомнений. В частности, они выражают сомнения в его эффективности и окупаемости. Так, по их мнению, размеры автомобилей и выбранные для создания их компонентов материалы коммерчески несостоятельны. Эксперты говорят, что проект создавался без учета рыночных реалий и не способен выдержать конкуренции в нынешнем виде, а схожие автомобили иностранных производителей (к примеру, Volkswagen Caravelle) выигрывают у «Кортежа» и по цене, и по многим техническим параметрам.
При таких «вводных» окупаемость проекта остается под большим вопросом. Также есть большая зависимость от импортных комплектующих – начинка двигателя, мосты и раздаточная коробка, штамповка кузова, пластмассовые детали – все это заказывается за рубежом. А если завтра поставки прекратятся по каким-либо причинам?
Высокая стоимость разработки платформы и дорогие решения по экстерьеру и интерьеру взвинтят цены на автомобили линейки. Вдобавок, значительная часть инженерных разработок отдана на откуп опять же иностранцам – тому же Porsсhe. Хотя с самого начала предполагались российские разработки. Специалисты отмечают – полномасштабный запуск подобного производства потребует 3-5 лет, за которые модельный ряд попросту устареет.
При этом надо понимать, что даже для мелкосерийного выпуска автомобилей понадобятся внешняя площадка и несколько миллиардов рублей дополнительных инвестиций. То есть снова придется изменять параметры проекта, включая и сроки его реализации.
С приближением сроков сдачи проекта становится все очевиднее, что рынка для кортежа попросту нет, да и проект уже давно не вписывается в ранее заявленные параметры.