Без раздельного сбора мусора большого прогресса в обращении с отходами не произойдет. Фото агентства «Москва»
Недавно созданный в Ассоциации менеджеров России Комитет по экологии и защите окружающей среды на днях провел заседание, посвященное проблемам обращения с твердыми бытовыми отходами. Столь глобальные темы, как выяснилось, живо интересуют бизнес – поэтому и комитет в своей работе не обходится одной лишь узкой корпоративной повесткой, а обращается к широким темам, рассказала председатель этой структуры, директор по связям с общественностью En+ Group Елена Вишнякова. Для корпораций экология – тема не только социальной политики, но и переструктурирования самого бизнеса, место для зарабатывания, а не только для потерь, как это было ранее.
Как отметил руководитель пресс-службы Минприроды РФ Николай Гудков, мусорная проблема имеет две грани – негативное влияние на окружающую среду и нерациональное использование отходов как ресурса. Сейчас приняты и разрабатываются поправки в законодательство, реформирующие эту сферу. Первая часть изменений ввела расширенную ответственность производителя: в отношении бизнеса поступательно устанавливаются определенные требования по обращению с отходами. Компании обязаны утилизировать отходы, которые образуются из производимых ими товаров, или заплатить экологический сбор в бюджет. Этот сбор – инструмент, чтобы предприятия задумывались о переработке отходов. И он уже работает. Например, компания «Балтика» организовала сбор тары и имеет 12 предприятий по ее переработке. Более сложная проблема, отмечает Николай Гудков, – отходы в секторе ЖКХ. Но сейчас уже есть поправки в законодательство, которые в будущем позволят потребителям в том числе экономить на раздельном сборе мусора.
Все производства, офисы и логистика Unilever полностью отказались от захоронения отходов, рассказала вице-президент компании по устойчивому развитию бизнеса, корпоративным отношениям в России Ирина Бахтина. Полигоны в корпорации считают пережитком прошлого: все отходы должны возвращаться в экономику по так называемому циркулярному принципу. Главная сложность при этом заключается в том, что, хотя много разговоров ведется о простаивающих мощностях перерабатывающих заводов, в локациях компании их не оказалось – промышленные кластеры и кластеры переработки отходов не совпадают. Например, Санкт-Петербург окружен всей возможной индустрией. Однако для переработки отходов рассматривалась Финляндия. А из Екатеринбурга Unilever долгое время возил отходы в Московский регион.
Для потребителей тоже пока нет централизрованной всеобъемлющей инфраструктуры, в рамках которой занимающиеся переработкой компании могли бы предлагать свои услуги на конкурентной основе. Переработчики диктуют свои условия, хотя для них отходы – это сырье, ресурс, который они, переработав, продают. Поэтому нужно говорить об экономике, считает Ирина Бахтина. Потребителя нужно заинтересовать: или он заплатит штраф за свалочный мусор, или получит доход за рассортированные отходы. В СССР это работало: стеклянные бутылки можно было сдать за деньги. Экономический рычаг немедленно решил бы проблему уличного мусора, уверена Ирина Бахтина.
Другая проблема – дизайн упаковки, которую маркетологи хотят сделать красивее и эффектнее за счет использования разных видов пластика, а в результате ее потом невозможно переработать, только сжечь. К 2025 году Unilever планирует перейти на полностью перерабатываемую пластиковую упаковку – необходимо будет убедить маркетологов и потребителей, что пластик должен быть попроще. Кстати, многие государства уже задумываются над запретом тех видов и форматов упаковки, которые потом нельзя переработать.
У Tetra Pak проблема не с переработкой, а с сортировкой, рассказала руководитель Департамента охраны окружающей среды корпорации в России, Украине, Белоруссии и Центральной Азии Дина Епифанова. На сегодняшний день максимум 5% твердых бытовых отходов проходят сортировку. Из 100 т полезных материалов может быть отобрано максимум 10–15 т – только из-за того, что нет раздельного сбора отходов. Как только их разделят хотя бы на два потока – пищевые и все остальные, – эффективность сортировки вырастет до 50–60%.
Председатель совета директоров группы компаний «ЭкоТехнологии» Константин Рзаев призвал не ограничиваться разовыми акциями по раздельному сбору мусора, а поставить его на устойчивую основу. По его подсчетам, пять лет назад в перерабатывающую индустрию менее 1% отходов попадали с раздельного сбора, а почти половина формировалась за счет ручного сбора на мусорных полигонах. Уже сейчас гораздо больше мусора приходит с сортировочных станций, а к 2023 году будет еще больше, ручной сбор еще более ослабит позиции, а более 10% будет поступать с раздельного сбора.
En+ Group реализует множество экологических проектов. Например, компания является пионером в доведении эковолонтерских инициатив до масштабов страны. Одна из них – проводимый с 2011 года всероссийский экомарафон «360 минут». Его география постоянно расширяется и в этом году затронет заповедники и национальные парки Иркутской области, Красноярского и Забайкальского краев, республик Хакасия и Бурятия, регионов Дальнего Востока, Краснодарского края и Архангельской области. В этом году компания выступила инициатором создания в Ассоциации менеджеров России природоохранного комитета из числа представителей экологически ответственного бизнеса. Недавнее заседание показало востребованность этой структуры. Например, компания Philip Morris посетовала на необходимость вести проекты образования отходов и лимитов на их размещение для сотни своих офисов по всей России, на что потребовался бы целый отдел. И тут же без бюрократических задержек получила ответ – по новым правилам заниматься этим должен либо перевозчик, либо полигон, а не сама корпорация.