Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев пытается защищать граждан от необоснованного роста тарифов. Фото РИА Новости
Федеральные власти декларируют так называемую умеренную тарифную политику, которая предполагает рост коммунальных и энергетических тарифов не выше показателей средней инфляции. Однако на местах плата за тепло, энергию, воду и канализацию формируется произвольно и без всякой оглядки на федеральные указания. Из-за этого тарифы водоснабжения различаются в регионах РФ почти в 90 раз. А плата за подключение электроэнергии для населения и малого бизнеса разнится даже в тысячи раз. Эти данные были предоставлены Центром мониторинга и контроля за ценообразованием. Ранее эксперты этого центра заявили, что тарифы на электроэнергию необоснованно завышены в стране более чем на 27%.
Декларации о сдерживании тарифов ради развития экономики и повышения доходов граждан звучат в правительстве РФ регулярно. «Выйти на более высокие реальные доходы для граждан нашей страны, в том числе за счет… умеренной индексации тарифов на основные виды платежей для населения», – сформулировал задачу премьер Дмитрий Медведев в конце июня при обсуждении экономического плана на ближайшую трехлетку. «Я намерен дать поручение правительству ограничить в среднем по стране... рост платы граждан за коммунальные услуги на уровне, не превышающем инфляцию, причем на следующие четыре года, включая 2018 год», – обещал три года назад премьер.
Издержки местных инфраструктурных монополий, как правило, остаются непрозрачными. Фото агентства «Москва» |
При этом федеральные власти, похоже, не интересуются реальным положением дел в регионах и ограничиваются лишь декларациями общих ориентиров. А любое детальное исследование практики тарифного регулирования на местах выявляет шокирующую картину «ценовых джунглей». Местные власти могут произвольно завышать или занижать тарифы, что приводит к их многократному разбросу, который сложно объяснить объективными обстоятельствами.
Так, тарифы на холодную воду для населения различаются по стране почти в 90 раз – от 2,3 до 204 руб. за кубический метр. Для так называемых прочих потребителей, куда входит малый и средний бизнес, водяные тарифы различаются уже более чем в 1200 раз: от 2,4 руб. в Сибирском федеральном округе до 2750 руб. за кубический метр в Уральском федеральном округе.
«Из всех проанализированных тарифных решений в сфере водоснабжения и водоотведения 22% содержат признаки нарушения законодательства и могут быть отменены», – говорят эксперты некоммерческого Центра мониторинга и контроля за ценообразованием (ЦМОК). О произволе говорит и 100-кратный разброс цен на водоотведение (канализацию). Так, только в одном Северо-Западном федеральном округе наибольший тариф на водоотведение для населения превышает наименьший тариф в 137 раз: от 4,1 руб. до 560 руб. за кубический метр. А 10-кратный или 20-кратный разброс тарифов на канализацию внутри одной области в правительстве РФ, похоже, уже никого не удивляет.
Не меньший разброс по стране наблюдается и в темпе повышения тарифов. Как известно, в качестве базового ориентира федеральным правительством был объявлен прогнозируемый средний рост цен в 4,9%. При этом по факту тарифы на водоснабжение и водоотведение были увеличены кое-где на 32% и выше.
Еще одно больное место тарифного регулирования – это плата за присоединение к электрическим сетям, которая очень беспокоит отечественный бизнес. В некоторых странах отдельная плата за подключение ради стимулирования бизнеса вообще не взимается. Но в России – другие реалии. У нас правительство уже почти 10 лет обещает урегулировать расходы предприятий на подключение к сетям. Но окончательного результата этих усилий пока не видно. Так, на сегодняшний день в половине субъектов РФ установлены лишь общие нормы на строительство воздушных и кабельных линий. Не указывая технических деталей способа подключения в своих документах, региональные регуляторы развязывают руки сетевым организациям для получения сверхприбылей за счет потребителя, отмечают в ЦМОКе. Подобный произвол сетевых компаний позволяет безболезненно снизить для потребителей тарифы на электроэнергию на 27,8% (см. «НГ» от 30.03.17).
Нарушения обнаружены и в тарифном регулировании теплоснабжения. Граждане и предприятия несут избыточную тарифную нагрузку, а выручка теплоснабжающих организаций необоснованно увеличивается. Тарифный произвол местных властей подпадает под определение «превышение полномочий региональных органов регулирования». В связи с этим эксперты ЦМОКа обещают передать результаты своего мониторинга и в контролирующие органы.
Ранее похожие признаки тарифного произвола обнаружили и эксперты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Они, в частности, заметили, что в 11 из 15 российских городов-миллионников рост тарифов на основные коммунальные услуги превысит утвержденные предельные индексы (см. «НГ» от 06.07.17). Изменения тарифов на федеральном уровне курирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС) под руководством Игоря Артемьева.