Гастроли студентов и недавних выпускников Школы-студии МХАТ проходят во многих городах страны. Фото с сайта www.rusalfestival.ru
Крупный российский бизнес с каждым годом вкладывает все больше средств в социальные проекты, охватывающие практически все сферы жизни человека. Как правило, это региональные продукты. Нередки случаи, когда жители глубинки никогда не бывали в театрах или не могут позволить себе полноценное медицинское обследование. Корпоративные социальные мероприятия становятся в таких случаях «глотком воздуха» для провинциальных городов и населенных пунктов. Бизнесу это тоже идет на пользу: инвестиции в нематериальные активы повышают ценность самих компаний.
Участие в соцпроектах улучшает имидж компании в глазах населения и увеличивает стоимость ее бренда, показывает ее более зрелой, основательной и ответственной, облегчает взаимодействие с государством и в целом помогает сформировать лояльную среду. Социальные проекты обычно носят не единоразовый характер, а растягиваются на несколько лет и со временем привлекают все больше участников. Причем речь идет не только о корпоративных сотрудниках и членах их семей, но всех жителях территорий, где реализуются такие проекты. Опыт компаний показывает, что инвестиции в социальную сферу позволяют достигать значимых социальных изменений и повышать качество жизни.
Так, «Марс», X5 Retail Group и фонд продовольствия «Русь» уже несколько лет реализуют благотворительный проект «Корзина доброты», организуя сбор продуктов питания для нуждающихся. В рамках проекта посетители супермаркетов могут приобрести продовольственные товары и прямо в магазине передать их волонтерам в пользу многодетных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По словам председателя наблюдательного совета X5 Retail Group Стефана Дюшарма, в прошлом году продукты питания, собранные в рамках «Корзины доброты», получили около 3000 человек, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Всего за 2016 год около 20 тыс. покупателей торговых сетей Х5 приобрели и передали в пользу нуждающихся свыше 27,5 т продуктов питания.
«Медтроник» проводит информационную кампанию «Против инсульта вместе», организуя открытые уроки и лекции, на которых специалисты рассказывают об инсульте, его симптомах, профилактике и первой помощи пострадавшему. «В России проблема инсульта стоит особенно остро, поэтому как социально ответственная компания свою задачу мы видим в том, чтобы повышать информированность россиян об этом серьезном заболевании, – рассказывала вице-президент Medtronic в России Елена Плясунова. – В последние годы инсульт сильно «помолодел», поэтому очень важно донести до людей всех возрастных групп сведения о признаках этого заболевания и необходимости экстренного реагирования».
РУСАЛ сейчас проводит гастроли студентов и недавних выпускников Школы-студии МХАТ по России. Театральный нон-стоп уже затронул Кандалакшу, Новокузнецк, Каменск-Уральский, Красноярск, Ачинск, Саяногорск, Шелехов, вскоре будет в Братске. Выступления молодых актеров везде собирали аншлаги. Турне организовано в рамках масштабного социально-культурного проекта «РУСАЛ ФестивAL», который имеет несколько направлений: «Кино», «Театр», «Наука» и «Вело». Фестиваль проводится в городах Сибири, Урала, Поволжья и Северо-Запада, где есть предприятия компании, а в этом году вышел на международный уровень – добавился Ереван. За все время проведения было организовано около 100 мероприятий, общий охват аудитории составил более 600 тыс. человек.
В рамках проекта осенью в малых городах и селах России пройдет кинофестиваль, в программу которого, помимо современных российских фильмов, войдут киноверсии спектаклей премии «Золотая маска». Летом и осенью жители Красноярска, Иркутска и Еревана смогут присоединиться к международному проекту «Велоночь», в рамках которого состоятся велопрогулки по тематическим экскурсионным маршрутам. Самые зрелищные мероприятия проходят в рамках направления «Наука». Программа включает экскурсии на заводы, тематические квесты и интеллектуальные игры, лекции ученых и популяризаторов науки, показы научно-популярных фильмов. Посетители интерактивной научной выставки видят в действии простые физические и химические законы, знакомятся с техническими новинками и научными достижениями, узнают о производстве алюминия, свойствах металлов и сплавов.
Проектами в сфере здравоохранения занимаются, например, «Ростелеком», проводящий донорскую акцию «День донора», и сеть клиник «Медси», популяризирующая здоровый образ жизни в рамках проекта «Будь здоров с Медси!». «Северсталь» инвестирует в два социальных направления: поддерживает региональные музеи («Музеи Русского Севера») и решает проблемы социального сиротства и трудных подростков (благотворительная программа «Дорога к дому»). Детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, помогает и «РусГидро» (программа «Чистая энергия»). У «Майкрософт Рус» есть проект «Попробуй профессию в деле» в сфере навыкового волонтерства, а ОМК поддерживает социальное предпринимательство в рамках проекта «Начни свое дело». Эти и другие примеры показывают, насколько разносторонней является социальная деятельность отечественного и зарубежного бизнеса в России.
Для объединения сил и ресурсов представители наиболее активных в плане социальной ответственности компаний создали платформу для взаимодействия – Национальный совет по корпоративному волонтерству. Как отмечают эксперты совета, в России в этой области происходит переход от разовых практик к системной деятельности, постепенное накопление организационных знаний, передача опыта и наиболее успешных моделей. Абсолютное большинство опрошенных советом корпоративных волонтеров выразили готовность заниматься социальными проектами в будущем. А значит, в перспективе активность бизнеса в реализации социальных проектов будет увеличиваться.