0
6934
Газета Экономика Интернет-версия

12.07.2017 00:01:00

Сенаторы сталкивают лбами торговцев и почтальонов

Тэги: законопроект, продуктовая карта, межведомственные споры, минсельхоз, минпромторг, совфед, сергей лисовский, продуктовые сети


законопроект, продуктовая карта, межведомственные споры, минсельхоз, минпромторг, совфед, сергей лисовский, продуктовые сети Некоторые ведомства уверены, что россиянам для улучшения питания хватит 1200–1400 рублей в месяц. Фото Игоря Коваленко/PhotoXPress.ru

Окончательный текст законопроекта о внедрении в России продуктовых карт для малоимущих еще не готов. Но оценки бюджетных затрат уже возросли до 300 млрд руб. Межведомственные споры все больше похожи на стремление поделить поляну. В Минпромторге рассчитывают за счет продуктовых карт поддержать не только малоимущих и аграриев, но и ретейл. В ответ на это первый зампред комитета Совета Федерации (СФ) по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский предлагает исключить из цепочки торговые сети, которые, по его оценкам, получат половину выделенных бюджетом денег, и наладить доставку продуктов через другого посредника – почту.

Будущая программа продовольственной помощи малоимущим гражданам уже стала полем настоящих аппаратных сражений. 

Сергей Лисовский провел во вторник первое заседание рабочей группы по подготовке этой программы. Но еще накануне стало понятно, что в Совете Федерации пытаются «выдавить» из обсуждаемой схемы бюджетной помощи торговые сети, которые давно раздражают некоторых сенаторов.

Накануне заседания в «Парламентской газете» (официальное еженедельное издание Федерального собрания РФ) появилось интервью Лисовского, в котором сенатор говорит, что в продовольственный набор для малообеспеченных граждан должны войти продукты отечественного производства, причем такие, которые могут долго храниться: подсолнечное масло, крупы, сахар, мясные консервы из курицы и свинины.

Сенатор предлагает такие товары доставлять до адресатов «Почтой России» без товарной наценки. «А сэкономленные на продуктах первой необходимости деньги малообеспеченные граждане потратят на овощи, фрукты, свежую рыбу, мясо и другие товары», – пересказывает Лисовского издание. По оценкам сенатора, в версии Минпромторга около половины бюджетных средств, выделенных на программу, может достаться торговым сетям.

Напомним, ведомства ранее давали разные оценки годовых бюджетных затрат на эту программу – от 15 до 300 млрд руб. в зависимости от количества участников и величины выплат (см. «НГ» от 31.05.17). В докладе Минпромторга «О программе поддержки потребительского спроса на продовольствие» указано: «Дефицит доходов малоимущих граждан до величины прожиточного минимума, по данным Росстата, в 2015 году составил 685 млрд, из которых почти половина – дефицит на продовольствие (около 319 млрд руб.)».

«Моделирование показывает, что если бы в 2015 году в рамках программы было выделено 319 млрд руб., то прирост ВВП превысил бы размер предоставленных субсидий в 1,6–1,9 раз и составил 0,6–0,8% или от 510 до 605 млрд руб.», – поясняется в докладе Минпромторга.

В презентации Минсельхоза приводятся немного другие цифры: программа «Продовольственная карта» охватит 16,1 млн человек, на нее потребуется 240 млрд руб. (если исключить трудоспособных малоимущих, то 80 млрд руб.).

«Ежемесячная денежная выплата по программе на человека составит порядка 1,2–1,4 тыс. руб., что позволит приобрести 4 буханки хлеба, по 1 кг крупы, макаронных изделий и муки, 2 кг картофеля и 4,5 кг овощей «борщевого» набора, 2 кг яблок, 1,5 кг мяса (килограмм птицы и полкилограмма свинины), 3,5 кг молочной продукции (2 литра молока, 1 – кисломолочной продукции, 2 пачки творога и 1 пачку сливочного масла), десяток яиц, полкилограмма мороженой неразделанной рыбы, полкилограмма сахара, пол-литра растительного масла», – перечисляет Минсельхоз. Эти оценки скорее всего устарели.

Ранее представители Минпромторга уже поясняли, что, по их ожиданиям, программа не только поможет малоимущим, но и поддержит как отечественного сельхозпроизводителя, так и ретейл. Судя по всему, ощутит поддержку и платежная система «Мир», через которую, как ожидается, будут поступать средства малоимущим адресатам.

В материалах же комитета СФ по аграрно-продовольственной политике, которые были подготовлены к вчерашнему заседанию рабочей группы, отмечается, что программа Минпромторга вызывает вопросы: «Сведения о конкретном перечне товаров, предлагаемых для приобретения в рамках программы, и зависимости их социальной значимости от условий применения торговой наценки к ним организациями розничной торговли отсутствуют». А ведь «в отдельных торговых организациях наценки на определенные категории продовольственных товаров варьируют от 50 до 300%», сообщает комитет.

Опрошенные «НГ» эксперты признают, что малоимущие граждане нуждаются в дополнительной помощи, однако обсуждаемые механизмы поддержки пока вызывают сомнения.

«Продуктовые карточки не самая эффективная мера. Как показывает опыт, например, США, где действует похожая система, люди не начинают от этого больше и лучше питаться, а просто сокращают расходы на еду, перенаправляя их на другие цели. То есть у людей просто появляется чуть больше свободных денег, – говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев. – Но зачем тогда в эту цепочку вплетать торговые сети, которые есть далеко не в каждом населенном пункте, или почтовую службу, которая тоже потребует финансирования на модернизацию? Эффективнее улучшить существующую систему соцподдержки, увеличив пенсии и пособия. А люди сами разберутся, на что им деньги потратить».

При этом Исаев соглашается, что «в случае реализации предложений Минпромторга крупные торговые сети станут главным бенефициаром программы». «А малый бизнес будет вынужден мириться с сокращением выручки», – ожидает эксперт. 

Но и предложение заменить одного посредника на другого тоже не выход. «Такой метод доставки сразу исключает обеспечение людей свежими качественными продуктами. И система усложняется: необходимо торговые точки обеспечить оборудованием для приема и оформления заказов, передачи их поставщику или производителю, который уже будет работать с почтовой службой. Возрастет нагрузка на почту. Сразу возникают вопросы логистики и технического обеспечения. Все это дополнительные расходы», – поясняет Исаев.

«Финансовые вложения в «Почту России» для модернизации ее до уровня, достаточного для решения подобных задач, будут существенно больше, чем дополнительные расходы на включение в программу торговых сетей», – соглашается аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. Он напоминает, что в отдаленных деревнях исправно работают компании, эксплуатирующие «автолавки», «которые без особых проблем смогут взять на себя функции по доставке продуктов по карточной системе».

Первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова назвала идею Лисовского интересной. «Только непонятно, почему сенатор решил, что сэкономленные деньги малообеспеченные граждане потратят именно на овощи, фрукты, свежую рыбу, мясо? Население может продолжить закупать то же самое впрок. Или предполагается ввести некоторый обязательный набор скоропортящихся продуктов для приобретения в магазинах?» – задается вопросом Касьянова. Все эти детали важно знать, добавляет она.

Уже после сдачи материала в печать «НГ» удалось получить комментарии от Минпромторга и Сергея Лисовского.

В пресс-службе Минпромторга сообщили «НГ», что программа, над которой работает ведомство, «никак не искажает рыночные механизмы»: «Купить продукты питания можно будет не в каких-то специальных магазинах, а в любом магазине, оснащенным системой приема банковских карт, и даже на рынках и ярмарках. Точно так же любой российский производитель сможет заявить производимые им продукты для участия в этой программе. Только такой конкурентный подход позволит любому участнику программы (малоимущему гражданину) иметь ничем неограниченную возможность выбора товаров по приемлемой для него цене, с желаемым уровнем качества и в удобной торговой точке».

«Любые попытки ограничить круг товаров или систему их сбыта приведут к тому, что пострадает потребитель. В нерыночных условиях реализации программы может возникнуть дефицит товаров для нее или же качество товаров будет крайне низким», – предупреждают в ведомстве Дениса Мантурова. Также в пресс-службе уверяют, что наценки по социально-значимым продовольственным товарам первой необходимости устанавливаются обычно незначительные, а участниками программы могут стать в том числе любые несетевые магазины, а также рынки и ярмарки.

В Минпромторге надеются, что участники спора придут к консенсусу. «Так, например, доставка товаров в рамках программы «Почтой России» в качестве дополнительного канала продаж может быть разумным решением для покрытия удаленных территорий с недостаточным развитием торговли», – признают в пресс-службе Минпромторга.

Сергей Лисовский пояснил «НГ», что он вовсе не предлагает сделать почту единственным оператором распределения продуктов питания. Речь о другом: о том, чтобы была какая-то альтернатива торговым сетям. Еще одним альтернативным вариантом могла бы стать доставка продуктов через местные отделы социальной помощи и поддержки населения. «Нужно искать другие пути распределения», – считает сенатор. По его мнению, представители торговых сетей на заседании поняли, что им не удастся удержать в этом вопросе монополию.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
526
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
539
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
429
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
277

Другие новости