Автопроизводство в стране выходит в плюс. Фото с сайта www.hyundai.ru
Впервые за четыре года российский экспорт легковых автомобилей вышел в плюс. По данным таможни, за январь–май 2017-го рост в натуральном выражении составил 25% к тому же периоду 2016-го. По мнению экспертов, это ответ на многолетнее сокращение потребительского спроса внутри страны. Один из стимулов для экспорта – падение зарплат населения в долларовом выражении, которое за четыре года превысило 25%. Сейчас труд россиян стоит дешевле, чем китайцев.
По итогам первых пяти месяцев 2017-го экспорт легковых автомобилей из РФ вырос по сравнению с тем же периодом 2016-го в натуральном выражении на 25% – до 33,7 тыс. единиц, а в денежном – на 32%, до 547 млн долл. Такие данные привела в пятницу Федеральная таможенная служба (ФТС). Почти одинаковый объем экспорта направляется как в страны дальнего зарубежья, так и в СНГ.
Импорт легковых автомобилей за тот же период сократился в России в натуральном выражении почти на 13% – до 89,7 тыс. единиц, а в денежном выражении он вырос примерно на 13%, до 2,4 млрд долл.
Экспорт автомобилей из РФ вышел в плюс впервые за четыре года. Последний раз динамика экспорта в годовом выражении была положительной в январе–мае 2013 года, тогда он вырос в натуральном выражении по отношению к январю–маю 2012-го тоже на 25%, а в денежном – на 50%.
Кроме того, в январе–мае этого года впервые за последние пять лет в стране выросло производство легковых автомобилей. По Росстату, рост составил почти 21% по отношению к тому же периоду 2016-го. Последний раз похожая динамика была в январе–мае 2012-го.
Одновременно Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) сообщил, что в России продолжается недавно начавшийся рост автопродаж. По итогам первого полугодия 2017-го рост составил почти 7% по отношению к первому полугодию 2016-го.
Как ранее писала «НГ», в первом квартале 2017-го автопродажи в России начали расти впервые за последние четыре года. «Это хорошая новость для рынка, который не видел позитивного результата за квартал более четырех лет», – заявил тогда председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер (см. «НГ» от 10.04.17).
По мнению старшего аналитика компании «Альпари» Романа Ткачука, основные причины оживления авторынка – это восстановление российской экономики, снижение процентных ставок по кредитам, старение автопарка. «Последний всплеск спроса на автомобили в России был в 2011–2012 годах. То есть пять-шесть лет – это как раз «классический цикл» использования автомобиля, после которого машину принято менять», – уточняет Ткачук.
Хотя из ответов некоторых экспертов можно сделать вывод, что зафиксированное в этом году оживление продаж скорее всего пока не успело сказаться на автопроме. И как раз именно из-за хронического падения спроса автопроизводители и сделали ставку на экспорт.
«Часть автомобильных заводов простаивает. Рост экспорта легковых автомобилей – это решение проблем с сокращением российского рынка, произошедшим на фоне снижения доходов населения», – пояснил «НГ» гендиректор «АвтоСпецЦентр KIA Каширка» Сергей Ворновский.
«Правительство уже разработало ряд стимулирующих мер, способных заметно нарастить экспорт легковых и грузовых автомобилей в Европу и развивающиеся страны. Планируется отменить заградительные импортные пошлины и ввести ряд субсидий для концернов», – добавляет Ворновский.
Часть экспертов отмечает, что экспорт автомобилей из России становится выгодным на фоне девальвации рубля. Сейчас российские зарплаты в долларовом выражении уже отстают от китайских. Как сообщило ранее китайское издание «Жэньминь жибао», в 2016 году средняя годовая зарплата китайцев, занятых в нечастном секторе, составила в месяц почти 820 долл., а у работников, занятых в частном секторе, – почти 520 долл. Если брать усредненный показатель, получается около 670 долл. в месяц.
Для сравнения: в 2016 году среднемесячная зарплата россиян в целом по стране составила, по данным Росстата, 36,7 тыс. руб. С учетом среднегодового за 2016-й валютного курса это чуть меньше 550 долл. в месяц.
А, например, в 2013 году зарплаты в Китае составляли в среднем чуть больше 600 долл. в месяц. Россияне же в 2013-м получали около 29,9 тыс. руб. в месяц, или около 940 долл. в месяц.
В итоге с 2013 по 2016 год зарплаты россиян в долларовом выражении сократились более чем на 40%, а китайские – выросли примерно на 12%.
Если брать данные за четыре года: например, с мая 2013-го по май 2017-го, то в этом случае зарплаты россиян в долларовом выражении сократились более чем на 25%. В мае 2017-го среднемесячная зарплата россиян приблизилась к 41 тыс. руб., в долларовом выражении – с учетом среднемесячного за май курса – это составляет 713 долл. В мае 2013-го среднемесячная зарплата в целом по стране была около 30 тыс. руб., или 968 долл.
Напомним, до последнего момента китайская модель предполагала экспансию на внешних рынках за счет дешевой рабочей силы и дешевого производства.
Но Ворновский замечает, что «сборка в таких странах, как Индонезия или Малайзия, по-прежнему выгоднее». Более того, как только Россия выйдет на плановые уровни развития экономики, удешевление сборки может прекратиться, добавляет эксперт.
При этом, как считает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, экспортный потенциал российского автопрома ограничен. По мнению эксперта, иностранным компаниям, имеющим производственные мощности внутри России и других стран, коммерчески не выгодно переориентировать через Россию экспортные потоки.
«Все мощности расположенных в России производств рассчитаны на удовлетворение спроса со стороны внутреннего рынка, а также смежных рынков стран СНГ», – утверждает Яковенко.
«Экспортные пошлины и дорогая логистика могут свести на нет всю относительную дешевизну сделанных или собранных в России автомобилей», – предупреждает гендиректор компании «Форум» Роман Паршин.
По его словам, российский экспорт автомобилей теоретически может стать одним из локомотивов экономики: «За три–пять лет он вполне может дать прирост ВВП на дополнительные 0,5–0,7% в год». Но, добавляет эксперт, произойдет это при условии поддержки со стороны государства.