Гражданская продукция одного из уральских оборонных предприятий появится на улицах городов. Фото с сайта www.zik-ekb.ru
Директорам оборонных предприятий РФ объясняют, что золотой бюджетный дождь для них уже завершился. И теперь оборонке нужно приступать к выпуску гражданской продукции. Между тем чиновники признали вчера, что предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) не готовы выпускать качественную продукцию и комплексные решения для гражданских отраслей. В ОПК далеко не все могут считать деньги и предлагать конкурентоспособные товары.
Для диверсификации производства и перехода на производство гражданской продукции предприятиям оборонно-промышленного комплекса России придется менять бизнес-модель и модель управления, заявил вчера на форуме «Технопром-2017» в Новосибирске зампред коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев.
Он признал, что главная проблема оборонки – высокие накладные расходы. «Это плата за создание вооружения и военной техники. Нам приходится платить такую высокую цену, но в гражданке это не пройдет», – сказал он.
Там же вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил запустить процесс сближения стандартов оборонной и гражданской промышленности. Он отметил, что ОПК остается «государством в государстве», и эта тенденция поддерживается рядом барьеров, включая ценообразование, модели финансирования контрактов, контрольно-лицензионные процедуры, а также психологией участников этого рынка. «Нужно сблизить параметры корпоративной среды в оборонном и гражданском секторе», – сказал Рогозин. По его мнению, диверсификация ОПК должна предполагать не только движение военных поставщиков на гражданские рынки, но и встречное движение: организацию производства продукции военного назначения на гражданских негосударственных предприятиях.
Тревога за положение дел в отрасли понятна: с 2020 года предполагается значительное снижение бюджетного финансирования госзаказа на вооружение. Об этом недвусмысленно предупреждал еще осенью прошлого года президент Владимир Путин на совещании в Туле. «К 2020 году в соответствии с нашими планами масштабное перевооружение армии и флота завершится, пик поставок в рамках Государственной программы развития вооружения будет пройден, – сказал тогда Владимир Путин. – Мы и дальше будем совершенствовать нашу армию и флот, но такого объeма заказов для оборонки не будет».
Тогда же он предлагал обратить внимание на развитие производства гражданской продукции на оборонных предприятиях. Президент полагал, что у ОПК есть потенциал для решения этих задач: «они располагают крепкой производственной, технологической и кадровой базой, имеют хорошие научно-технические заделы», – говорил он. При этом президент просил не повторять негативный опыт советской конверсии, когда военные гиганты производили сковородки, а ориентироваться на потребности современной медицины, энергетики, авиа- и судостроения, космоса, информационных технологий. В декабре 2016 года во время обращения к Федеральному собранию Владимир Путин призвал повысить долю гражданской продукции в военно-промышленном комплексе до 50% к 2030 году.
Известно, что Госпрограмма вооружения на период 2011–2020 годов предполагала финансирование переоснащения вооруженных сил на сумму около 20 трлн руб., а еще 3 трлн руб. должны быть потрачены на техническое перевооружение оборонной промышленности. В 2017 году на выполнение гособоронзаказа выделено более 1,4 трлн руб.
Денежный дождь, возможно, мешает пока оборонщикам осознать надвигающуюся новую реальность, и перестройка идет медленно.
Зампред Внешэкономбанка Петр Золотарев заявил вчера, что оборонщики представили банку 95 проектов на общую сумму 86 млрд руб. «Стоящих из них менее 10», – сказал Золотарев и потребовал от предприятий ОПК повысить качество проработки проектов диверсификации и выпуска гражданской продукции. «Качество и количество проектов, уровень готовности этих проектов оставляет желать лучшего», – сказал Золотарев.
В стране есть немало предприятий, которые готовы отказаться от дорогостоящего импортного оборудования в пользу произведенного на конверсионных мощностях. Например, «Газпром» сообщил правительству, что готов покупать у предприятий ОПК около 250 изделий на сумму 1 трлн руб. для замены импорта. Но выдвинул условие: продукция должна быть абсолютно конкурентоспособной, качественной, надежной, а цена не должна быть выше, чем у зарубежных аналогов.
1 трлн руб. с лихвой хватило бы для загрузки мощностей, считает Олег Бочкарев, но для этого предприятия должны предоставлять качественную продукцию и комплексные решения. «Пока оборонка к этому не готова», – констатировал Бочкарев.
Для исправления ситуации он призвал привлекать специалистов с гражданского рынка, чтобы осваивать маркетинг, сервисную поддержку и умение работать на рынке. А Золотарев предлагает выделять гражданские производства из предприятий ОПК и концентрировать их в технологических парках, создание которых финансирует Внешэкономбанк.
В свою очередь, Дмитрий Рогозин предложил компаниям направлять свои предложения в коллегию Военно-промышленной комиссии, которая, по его словам, выведет предприятия либо на потребителей продукции, либо на смежников, с которыми можно организовать кооперацию.
«Предприятия ОПК далеко не всегда озабочены такими вещами, как спрос на продукцию, ее удобство и привлекательность, ее рентабельность. Но наш ОПК имеет большой потенциал развития и способен измениться в нужную сторону при новом подходе к управлению, – сказал «НГ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Сильный плюс продукции ОПК – это ее надежность и относительная долговечность. А слабые стороны – это высокая цена, отсутствие привлекательного сервиса и дизайна. Хотя при правильном маркетинговом подходе даже недостатки дизайна можно обернуть в рыночное преимущество: найдется немало тех, кто захочет воспользоваться чем-то, имеющим истинно военный дух». По мнению эксперта, новая бизнес-модель должна научить понимать законы функционирования рынка. «У нас предприятиями ОПК управляют инженеры. Рядом с ними должны появиться грамотные маркетологи и частные инвесторы. Хороший пример являет собой концерн «Калашников», который увеличил долю частных инвестиций до 75%, разработал привлекательный фирменный стиль, работает для покупателя».
«Мы считаем, что эффективным инструментом диверсификации являются кластерные структуры, когда вокруг предприятий ОПК выстраивается пояс из малых и средних предприятий, которые на коммерческих условиях используют производственные мощности, а также технологии, лицензии, интеллектуальную собственность, патенты оборонщиков, и на основе этих технологий сами выпускают продукцию, – сказал «НГ» директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко. – То есть предприятие ОПК может не взаимодействовать с конечным заказчиком, а выступать в качестве технологического партнера. За счет этой кооперации срок продвижения продукции на гражданские рынки значительно сокращается. Кроме того, это создает точки роста для региональной экономики, поскольку предприятия малого и среднего бизнеса получают стабильный заказ со стороны оборонных предприятий».
«Предприятиям ОПК давно пора научиться монетизировать результаты своих научно-технических разработок, – считает завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Дмитрий Завьялов. – Не секрет, что одним из факторов успеха Силиконовой долины в США являлись военные заказы и военное финансирование. Под военный заказ велись разработки и патентовались изобретения, которые затем попадали на гражданский рынок. Именно поэтому разделение технологий только на гражданские или только военные не является целесообразным».