Российские покупатели все чаще проходят мимо рыбных прилавков. Фото агентства «Москва» |
Страна почти перешла на самообеспечение рыбной продукций, рапортуют отраслевые руководители. У потребителей другое мнение: рыба стоит часто дороже мяса, цены на нее растут с опережением инфляции. В Росрыболовстве обвиняют в высоких ценах на рыбу сетевую торговлю и перекупщиков. А Рыбный союз рассказал «НГ» о почти непреодолимых географических расстояниях.
Пресс-служба управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области во вторник сообщила, что лососевая путина на Камчатке и Сахалине уже началась, и сейчас, когда на продовольственный рынок пойдут первые партии рыбной продукции нового улова, «может произойти массовый вброс в свободную реализацию потерявшей качество рыбы прошлого года под видом свежей».
За первое полугодие 2017-го общий объем добычи водных биологических ресурсов в стране превысил 2 млн т, что почти на 4% больше прошлогоднего улова. Об этом свидетельствуют еженедельные отчеты Росрыболовства. Причем в 2016 году российские рыбаки выловили рекордный объем рыбы и морепродуктов за последние 20 лет – 4,67 млн т, это на 5,5% выше уровня 2015-го.
Говоря о самообеспечении страны рыбой, в пресс-службе Росрыболовства привели «НГ» противоречивые данные. Сначала в ведомстве сообщили: «Доля рыбной продукции российского производства на внутреннем рынке, по предварительным оценкам, составила около 83%, что выше порогового значения показателя, определенного Доктриной продовольственной безопасности РФ». В доктрине, напомним, пороговое значение – «не менее 80%».
Но затем в комментарии об успехах отрасли Росрыболовство привело такие цифры: «По нашим оценкам, доля российской продукции на полке выросла до 75%, еще два года назад доли отечественной и импортной рыбы на прилавке составляли 50% на 50%».
Действительно, по официальной статистике, физические объемы импорта рыбы свежей и мороженой сокращались в течение трех лет. Однако в этом году ситуация изменилась: поставки из других стран снова начали расти, причем резко. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в январе–апреле 2017-го физические объемы импорта рыбы свежей и мороженой увеличились почти на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Значит, на внутреннем рынке все же дефицит, и его пытаются восполнить за счет не подпавших под российские антисанкции стран, включая даже такие, которые трудно назвать рыбными державами, например, Белоруссию или Иран.
Бросается в глаза, что таможенная статистика сильно различается в зависимости от ведомств и методов подсчета, поэтому однозначных данных о росте импорта не найти. Так, из отчетов ФТС следует, что в первом квартале 2017-го физические объемы поставок рыбы свежей и мороженой из Белоруссии в Россию выросли сразу в шесть раз по сравнению с первым кварталом 2016-го. Поставки рыбных консервов увеличились незначительно.
А по данным Таможенного комитета Белоруссии, за тот же период республика экспортировала в РФ рыбы, ракообразных и моллюсков в абсолютном выражении на 34% больше, чем годом ранее. Некоторые российские СМИ, ссылаясь на еще одну официальную статистику, сообщали, что рост поставок был даже не в разы, а в десятки раз.
Дефицит приводит к еще одной проблеме – росту розничных цен на рыбу, который уже несколько лет опережает официальную инфляцию. По Росстату по итогам 2015 года (январь–декабрь к январю–декабрю) рыба и морепродукты подорожали в стране почти на 30%, по итогам 2016-го – примерно на 10%. За январь–май 2017-го рост цен на рыбу и морепродукты составил в годовом выражении 6%. Показатели потребительской инфляции за указанные периоды были ниже.
Как показал опрос, проведенный фондом «Общественное мнение», за последние несколько месяцев доля респондентов, заявивших о значительном росте цен на рыбу, колебалась в диапазоне от 25 до 30%. Рыба оказалась в списке наиболее подорожавших продуктов питания.
Теперь рыба, как правило, стоит дороже мяса – в полтора, а то и два, три раза в зависимости от качества, конкретных сортов и видов мяса и рыбы. Некоторые виды рыб – по крайней мере в столичных магазинах – стали недоступной роскошью и редкостью: например, ледяная. Покупатели высказывают претензии к качеству продаваемой в магазинах рыбы: она перемороженная, несвежая, безвкусная, вызывает аллергию. Потребитель не застрахован от фальсификата, особенно распространены подделки консервов. И все это наводит на мысль, что рекордные уловы «уплывают» куда-то мимо прилавков российских магазинов.
Лоббисты не согласны с тезисом о несостоятельности отрасли. При этом в Росрыболовстве сообщили «НГ», что «цена у рыбаков при реализации улова остается стабильной и достаточно низкой». «Оптовые цены зачастую в разы отличаются от розницы», – отметили в ведомстве.
Ссылаясь на доклад Федеральной антимонопольной службы, представители Росрыболовства рассказали, что средняя розничная наценка торговых сетей составляет от 12 до 90%, также в ценообразовании участвуют различные посредники-перекупщики. Есть и транспортная наценка, правда, как считают в Росрыболовстве, она невелика и логична: в магазины «треску и семгу доставляют из мест вылова – с Дальнего Востока и Северного рыбохозяйственного бассейна».
«Только сокращение цепочки посредников и отлаженная логистика помогут сформировать оптимальную розничную цену», – поясняют в ведомстве. Росрыболовство совместно с Минсельхозом и другими структурами над этим работает. Например, «в прошлом году был запущен регулярный «ускоренный» поезд, осуществляющий доставку рыбы в течение 7–9 суток из Владивостока до Москвы, ранее на это требовалось более 20 дней».
Большие надежды возлагаются на развитие биржевых и аукционных площадок для торговли, внедрение электронной системы прослеживаемости рыбной продукции, аквакультуру.
Как сообщили «НГ» в пресс-службе Рыбного союза, найти свежую рыбу в магазинах сложно по той причине, «что ее необходимо везти самолетами к местам основного потребления, это само по себе очень дорого и делает ее неконкурентоспособной». «Мы никогда не сможем по этому показателю конкурировать с портовыми городами в странах с умеренным и теплым климатом», – говорят в союзе.
Также в организации пояснили: «Рыба стоит дороже, чем мясо, потому что у отрасли сейчас в отличие от Советского Союза нет дотаций на килограмм продукции. Кроме того, рыбная продукция пользуется высоким спросом, но вынужденно ограничена в объемах промысла наукой».
Наконец, представители Рыбного союза утверждают, что в подавляющем большинстве случаев качество российской рыбы соответствует мировым аналогам. Всего три года назад Росрыболовство продвигало слоган «Рыба ждет» в качестве пропаганды здорового питания. Сегодня этот лозунг вполне может быть заменен на более реалистичный: «Рыба уже не ждет».