0
6608
Газета Экономика Интернет-версия

19.06.2017 19:36:00

Штаб Кудрина выступил против института бизнес-омбудсмена

Тэги: экономика, цср, стратегия, алексей кудрин, бизнес, силовики, борис титов


экономика, цср, стратегия, алексей кудрин, бизнес, силовики, борис титов Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин решил разобраться с эффективностью защиты бизнеса от силового давления. Фото РИА Новости

Освободить бизнес от растущего давления силовиков в нынешней России невозможно. Такой вывод следует из новой публикации Центра стратегических разработок Алексея Кудрина. В штабе Кудрина подробно разобрали все попытки ограничить вмешательство правоохранителей в экономику. И назвали все эти попытки бесперспективными и основанными на «ложных посылках». Часть наблюдателей объясняют новые выводы штаба Кудрина его конкуренцией с командой бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который как раз и занимается этими «бесперспективными» попытками. Но на самом деле Кудрин уже давно декларирует бесполезность улучшения инвестиционного климата без демонтажа существующей модели экономики и госуправления в России.

«Проблема правоохранительного давления на бизнес: ложные посылки и бесперспективные предложения» – такой доклад опубликовал в понедельник Центр стратегических разработок под руководством экс-министра финансов Алексея Кудрина. В 20-страничном документе подробно проанализированы инициативы бизнес-омбудсмена Бориса Титова и поддержанные властями изменения, которые могли бы ослабить возможность вмешательства силовиков и правоохранителей в экономику. И все они названы неэффективными или бесполезными. Кроме того, предложения по ослаблению давления на бизнес основаны на ошибочной или неадекватной статистике, считают в штабе Кудрина. Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин решил разобраться с эффективностью защиты бизнеса от силового давления. 

В ЦСР в принципе не возражают против снижения давления на бизнес, но масштаб проблемы в штабе Кудрина считают раздутым. Авторы доклада, в частности, полностью раскритиковали систему учета уголовных дел против предпринимателей. Сейчас из документа в документ кочуют цифры в 100 и даже 200 тыс. дел против предпринимателей в год, с которыми ЦСР полностью не согласен. Большинство дел, связанных с незаконным давлением на бизнес, идут по статьям из раздела Уголовного кодекса РФ, где описываются преступления в сфере экономики. Но сюда же входят и большинство имущественных преступлений, не имеющих никакого отношения к предпринимательской деятельности: кража, грабеж, разбой. «Более 1 млн зарегистрированных преступлений, из которых около половины дойдут до суда, то есть свыше половины преступности в стране, относятся к данной категории», – говорится в докладе. Например, в эти цифры полиция может записать элементарную кражу в кафе, совершенную предпринимателем.

ЦСР оценивает количество уголовных дел, возбуждаемых в связи с преступлениями, которые совершают предприниматели и руководители в рамках осуществления своей деятельности, в диапазоне 5–15 тыс. в год. Конечно, это тоже немало. Получается, что для среднего предпринимателя, которых около 7 млн человек в стране, шансы столкнуться с судебной системой за время карьеры составляют примерно 1:50 (2%). Но даже такой риск, считают авторы доклада, существенно влияет на предпринимательский климат. Они негативно относятся к созданию различных институтов, которые призваны защищать интересы предпринимателей. Например, в ЦСР считают, что если поменять систему работы правоохранительных органов, то станут ненужными как особые бизнес-защитники, так и передача в ведение Следственного комитета все новых и новых «предпринимательских» статей УК.

«Больший смысл может иметь изменение правоохранительной практики, а не создание новых институтов. В краткосрочной перспективе появление специальных механизмов может дать определенный положительный эффект, но уже в среднесрочной перспективе расхождение позиции правоохранительных органов и омбудсмена (или специального прокурора) станет источником конфликта», – считают в ЦСР.

Здесь признают, что система уголовного преследования часто оказывается инструментом для решения споров между хозяйствующими субъектами. «Проблема не в коррумпированных правоохранителях, а в самой возможности переописания в терминах уголовного права предпринимательской деятельности и возникающих в процессе ее ведения гражданско-правовых конфликтов». В качестве примера приводится обсуждение проекта одного из постановлений пленума Верховного суда, в котором ставился абсурдный вопрос о «защите миноритариев от сговора мажоритарных акционеров и менеджмента». То есть в данном случае правоохранители могли записать в преступление решение собственника и выполнение его решения исполнительным органом.

«Однако пока мы не будем опираться на адекватные данные, мы не сможем прийти к содержательным решениям», – пишут соратники Кудрина. Они предлагают ввести автоматизированный учет сообщений о преступлениях и однозначные определения социального статуса лица, в отношении которого, например, проводится проверка (при этом человек сам может декларировать такой статус).

Выводы ЦСР на первый взгляд можно было бы объяснить конкуренцией команды Кудрина с соратниками бизнес-омбудсмена Бориса Титова за влияние на стратегию развития страны. Но есть и более фундаментальное объяснение.

Еще в 2014 году Алексей Кудрин опубликовал программную статью «Новая модель роста для российской экономики». Предложенные в этой статье меры полностью противоречат нынешним принципам управления, которых придерживается президент Владимир Путин. Ключевая идея в стратегии Кудрина – насаждение рыночных стимулов и устранение всего, что их искажает. Экс-министр предлагает активизировать процесс «созидательного разрушения». Под этим разрушением Кудрин понимает устранение доминирующих государственных и полугосударственных компаний, усиление конкуренции, отказ от поддержки «своих» компаний, защиту собственности и более совершенную судебную систему. Доминирование госкомпаний, ограничение конкуренции, бюджетная поддержка для «своих», отъем собственности, использование суда как инструмента – основы нынешней государственной политики (см. «НГ» от 20.04.16, «Программа Кудрина несовместима с политикой Путина»).

При этом Кудрин прямо указывает, что забота об инвестиционном климате – это не самое главное. Гораздо важнее полное изменение модели госуправления и модели экономики. «Задача укрепления рыночных механизмов не сводится к улучшению инвестиционного климата, она значительно шире, – отмечал Кудрин. – Совершенствование нормативной базы должно сопровождаться серьезным улучшением системы государственного управления. В противном случае эти реформы могут повторить судьбу обновленной версии Таможенного кодекса, принятого в 2003 году. При его разработке были сформулированы амбициозные количественные цели по облегчению таможенного оформления при экспорте и импорте. Тем не менее в 2008 году Россия занимала по этому показателю лишь 155-е место среди 178 стран в рейтинге ведения бизнеса Всемирного банка», – объяснял Кудрин.

«Силовое давление на бизнес чрезмерно. Обоснованная критика неэффективности взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса и правоохранительных органов сама по себе очень нужна, она может запустить широкое обсуждение существующих проблем в этой сфере и тем самым способствовать изменению ситуации, – сказала «НГ» первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. 

«Идея ограничения воздействия правоохранителей на бизнес не нова и неизменно актуальна, поскольку не реализуется годами, – говорит ведущий аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман. – Основной вывод доклада, на мой взгляд, состоит в том, что нужно обеспечить адекватность гражданско-правовой защиты предпринимательства и непредвзятость органов следствия и судов. Преодолеть априорно обвинительный уклон».

В то же время Гойхман не согласен с выводом о ненужности бизнес-омбундсменов даже в случае гипотетического изменения системы работы силовиков. «При реформе правоохранительной деятельности нет гарантий полного ее соответствия требованиям развития экономики, учитывая накопленную годами российскую практику и ментальность».

«Суть проблемы состоит не в том, что есть какие-то «плохие силовики», которых надо ограничивать. Дело в том, что на сегодняшний день гражданско-правовые отношения (в экономической сфере в частности) могут легко описываться в категориях уголовного права. В итоге действия предпринимателя очень часто определяются как мошенничество, и в этом корень проблемы», – сказал «НГ» доцент кафедры экономики и статистики Российского экономического университета им. Плеханова Александр Тимофеев.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1847
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3846
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2887
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2359

Другие новости