Письмо независимых директоров АФК «Система» – наиболее известный среди них бывший еврокомиссар Питер Мендельсон – президенту Владимиру Путину является частью агрессивной PR-стратегии корпорации в арбитражном споре с «Роснефтью». Сначала, как мы помним, «Система» публично выступила со своей «безупречной» позицией, озвучив стратегию обороны на все случаи жизни. Затем широко распространяла эти свои «стратегии» в различных интервью и комментариях – с целью максимально заострить вопрос и довести ситуацию до нужного эмоционального накала.
При этом «случаи жизни», предусмотренные «Системой», охватывают все возможные варианты: непризнание «Роснефти» надлежащим истцом, а в случае признания – утверждение, что все манипуляции «Системы» над «Башнефтью» были законны, а в случае признания их незаконными – угроза изъятия полученной «Башнефтью» компенсации в пользу государства…
Правда, в ходе предварительных слушаний выяснилось, что представители АФК якобы «не поняли сути иска». Тогда не совсем понятно, из чего же они исходили, формируя свою безупречную позицию? Чего добивается «Система», публикуя открытое письмо независимых директоров президенту? И останется ли это письмо самой высокой нотой их PR-симфонии? Жизнь покажет, но на сегодняшний момент очевидно одно: АФК явно не рассчитывает на юридические аргументы, будучи они представлены в суде, а не на публичной сцене.
Следует понимать, что речь идет об арбитражном споре, в котором формально, а в данном случае и реально – есть две равные стороны, и никаких оснований предполагать, что у одной из них существуют неправовые инструменты воздействия на арбитраж, нет. С этой точки зрения письмо – публичное выражение недоверия к арбитражному суду со стороны «Системы». Высказывая такое публичное недоверие, призывая на помощь президента, при этом постоянно намекая на некие сделки и мировые соглашения и распространяя слухи о том, что «Роснефть» якобы ищет возможности таких соглашений, АФК всячески показывает «городу и миру», что она в принципе не собирается судиться по закону, что все усилия сосредоточены на том, чтобы путем публичных и закулисных воздействий разрешить ситуацию за рамками формальных юридических процедур. Как минимум если вы публично дискредитируете суд, в том числе в глазах президента, то вы явно не собираетесь в нем судиться?! Это ли не свидетельство того, что правовая позиция «Системы» крайне уязвима? И не превратится ли свадебный марш Мендельсона–Евтушенкова в траурный?