Фото Сергей Киселев\агенство городских новостей "Москва"
Треть россиян еле сводят концы с концами, и они не могут потратить ни рубля сверх самого необходимого, показывают опросы холдинга «Ромир». Реальные доходы граждан, по последним данным Росстата, продолжают снижаться. Не помогает оживлению спроса и дешевеющая ипотека. Тем не менее некоторые чиновники и экономисты надеются, что потребительский спрос вот-вот оживет.
В апреле средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам достигла минимального значения за последние пять лет и составила 11,45%, сообщил вчера Центробанк. При этом за четыре месяца этого года банки выдали ипотечных кредитов на 470,6 млрд руб., что на 5,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Казалось бы, только на фоне этих новостей можно говорить о росте потребительской активности.
Что купили за предыдущие шесть месяцев и что планируют купить (%). *БТЭ – бытовая техника и электроника. Источник: холдинг «Ромир» |
Однако если в деньгах в ЦБ увидели «прирост» ипотеки, то в штуках наблюдалось снижение интереса к ней. Так, за январь–апрель текущего года банки предоставили 260 тыс. ипотечных кредитов, что на 0,4% меньше показателей прошлого года. «Увеличение среднего размера ипотечного кредита с 1,71 до 1,81 млн руб. способствовало росту объемов кредитования на 5,4%», – делают вывод в ЦБ.
Говоря о структуре ипотечных кредитов, в Национальном бюро кредитных историй отмечают, что большинство заемщиков (61,5%) предпочитают брать ипотеку на сумму не более 3 млн руб. 23% обращаются в банки за еще меньшей суммой – до 1 млн руб. Что примечательно, по сравнению с предыдущим годом доля таких заемщиков сократилась. Число же тех, кто берет в кредит квартиру до 5 млн руб. за тот же период, наоборот, увеличилось – сегодня такой заем берет уже каждый десятый.
Объединенное кредитное бюро ранее публиковало статистику выдачи новых кредитов за апрель по всем сегментам рынка. В итоге всего банки выдали 2 млн новых кредитов общим объемом более 312,04 млрд руб. Причем рост объемов был отмечен во всех сегментах розничных кредитов.
Рост объемов кредитования, очевидно, дает как чиновникам, так и участникам рынка надежду на отказ граждан от сберегательной модели и скорому переходу к потребительской. «На мой взгляд, уже наступил момент, когда чаши весов качнулись от сберегательной модели к потребительской. Мы видим возобновление спроса на потребительское кредитование не только в ВТБ, но и в целом по банковской системе. Мне кажется, что сейчас начинается хорошее время именно для роста потребительского кредитования и потребительской активности населения. И такая тенденция продлится в перспективе трех или пяти лет», – рассказывал ТАСС член правления банка ВТБ Владимир Верхошинский.
Не одни только банкиры хотят видеть россиян в хорошем потребительском настроении. Ранее компания GfK обнародовала исследование, согласно которому ждет восстановления потребительских настроений граждан РФ (см. «НГ» от 05.06.17).
Да и громкие заявления россиян о тотальной экономии также не оправдались, сообщили вчера в исследовательском холдинге «Ромир». Таковы выводы исследователей по результатам апрельского опроса россиян на предмет крупных трат.
Так, по сравнению с замером 2016 года сократилась доля купивших одежду и обувь – она снизилась с 38 до 27%. На процент меньше россиян, чем годом ранее, основательно потратились на развлечения (6%) и отдых (10%). В то же время в уже кризисный 2014-й траты по этим статьям были существенно выше – 10% и 20% соответственно.
По остальным статьям расходов также был выявлен рост, продолжают в «Ромире». Особенно примечательны расходы россиян на покупку бытовой техники и электроники (21%), смартфонов и планшетов (11%). Заметим, это даже выше, чем в докризисный 2013-й. Тогда на покупку крупной техники тратился каждый десятый, чуть меньше (7%) – на покупку смартфонов.
Между тем треть опрошенных не купила вообще ничего. И доля таких экономных граждан фактически не меняется от года к году. При этом заявленные год назад планы на крупные траты разошлись с реальностью. Сэкономить россиянам удалось только на покупке одежды и обуви (планировали 33%, а реально купили 27% респондентов) и отдыхе (планировали 12%, а потратили 10%). По многим же статьям расходов планы были превышены.
На этом фоне выделяются покупки бытовой техники и электроники (БТЭ). Год назад планы на такие покупки были у 8% опрошенных, а по факту доля покупателей БТЭ выросла до 21%. Аналогичная ситуация наблюдается и с покупкой смартфонов и планшетов. Собирались их купить 5% россиян, а купили – 11%.
Привлекает внимание и ситуация вокруг автомобилей. «Год назад о планах на покупку авто говорили всего 2%, по факту же число купивших авто выросло втрое – до 7%», – сообщают в компании.
По статье медицинских расходов также произошел перерасход. «В прошлом году планировали крупные траты на медицину и лечение 8% респондентов, а в итоге их совершили 16% россиян. К сожалению, обращения к врачам тоже не всегда являются запланированными. Отсюда и непредвиденный рост расходов», – делают вывод исследователи.
В текущем году граждане РФ также заявляют о том, что не планируют никаких дорогостоящих трат, – около 38% респондентов. «И это обычный показатель, идентичный прошлому году. Единственная статья расходов, которую россияне планируют увеличить в сравнении с прошлым годом, – это траты на отдых (14%)», – говорят в «Ромире».
По мнению начальника управления компании «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, некоторый всплеск потребительской активности можно связывать с низкими инфляционными ожиданиями и доступностью кредитных ресурсов. «Рост потребительской активности на фоне снижения реальных доходов возможен только за счет роста розничного кредитования, одновременно с ростом доли просрочки в этом сегменте», – продолжает гендиректор компании «Форум» Роман Паршин. Рост же расходов на технику эксперт связывает с укреплением курса рубля.
«Потребительская активность россиян будет очень разной и зависеть от социальной группы и рода деятельности», – рассуждает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Очевидно, что траты на такие потребности – как новая одежда, бытовая техника и гаджеты, медицина, отдых и развлечение в любом случае будут расти так как большая часть из них часто не может быть отложена. «Например в прошлом году, когда долгожданная Турция была вновь отрыта для россиян, спрос на путевки резко вырос, хотя на тот момент большая часть населения продолжала говорить о всевозможной экономии», – замечает он.
«Потребительская активность может расти даже в условиях снижения доходов, если в обществе существуют ожидания высокой инфляции и покупка товаров может оказаться дороже в будущем. В реальных текущих условиях рост потребительской активности будет ограничен снижением реальных доходов населения», - сомневается ведущий аналитик компании TeleTrade Александр Егоров. «Продолжительный рост потребительской активности в условиях, когда общие доходы населения продолжают снижаться, не возможен. Поэтому ожидать каких-либо позитивных изменений в потребительском секторе, пока доходы населения снижаются – опрометчиво», - соглашается первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Ни о каком буме потребительской активности пока говорить не приходится, замечает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «В апреле 2017 года по сравнению с апрелем 2016 года наблюдалось падение таких показателей, как реальные доходы населения (–7,6%), оборот общественного питания (–2,4%)… Продажи молочных продуктов упали на 3,7%, продажи рыбы на 3,3%, мяса животных на 3,2%. О чем это говорит? О том, что далеко не все так хорошо, как нам хотели преподнести», – рассказывает он в своем блоге на «Эхе Москвы».