Совладелец и генеральный директор «Норильского никеля» Владимир Потанин считает, что бюджет страны понес потери из-за закона о деофшоризации. Фото РИА Новости
Неудача деофшоризации – это уже второе налоговое фиаско российских властей после попытки зарегистрировать «самозанятых» репетиторов, нянь и сиделок. Самые богатые россияне предпочитают отказаться от налогового резидентства России, чтобы избежать последствий принятого в 2015 году закона о деофшоризации. К такому выводу пришло агентство Reuters, проведя более десятка интервью с российскими олигархами, их менеджерами, юристами, нынешними и бывшими чиновниками.
«Целый сегмент российских крупных активов находится теперь в руках нового класса предпринимателей-полуизгнанников, которые сохранили плацдарм дома, но находятся вне налоговой системы для резидентов, так как проводят в стране менее 183 дней в году», – сообщило вчера Reuters.
«Их можно ругать, говорить, что они непатриотичные, но факт остается фактом – бюджет что-то потерял», – сказал Reuters об этой практике один из самых богатых людей в России, совладелец горно-металлургического гиганта «Норильский никель» Владимир Потанин. Сам он остался налоговым резидентом РФ, но знает, что многие его коллеги поменяли налоговое резидентство из-за закона о деофшоризации, сохранив при этом часть инвестиций в России.
Официальной статистики о том, сколько людей стали налоговыми нерезидентами РФ с момента принятия закона, нет, также нет публичных данных о размере активов, которыми владеют эти предприниматели. Однако, по данным адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», которое опросило почти 300 состоятельных россиян, 40% бенефициаров контролируемых иностранных компаний (КИК) решили отказаться от статуса российского налогового резидента и еще 9% перевели активы на родственников-нерезидентов.
Журнал Forbes оценивает состояние 200 наиболее состоятельных россиян в 460 млрд долл., что примерно равно трети номинального ВВП РФ. «Люди вынуждены принимать решение – или сохранить бизнес в России, или быть гражданами мира и увести свои активы в офшоры или другие страны», – сказал бывший зампред ЦБ РФ Константин Корищенко.
Глава Минфина Антон Силуанов и председатель думского бюджетного комитета Андрей Макаров продвигали закон о деофшоризации.
Фото с сайта www.duma.gov.ru |
Закон о деофшоризации был принят по инициативе президента Владимира Путина, который еще в 2002 году убеждал бизнесменов не держать деньги в офшорах, сказав свое знаменитое: «Замучаетесь пыль глотать, бегая по судам в попытках разморозить эти средства». В 2015 году добавилась и новая нотка: на волне санкций и обострения международной обстановки закон трактовался и как некий призыв к патриотам сплотить капиталы на родине. Теперь ясно, что призыв проигнорирован. Бывший чиновник, сохранивший тесные связи с Кремлем и регулярно беседующий с российскими олигархами, сказал Reuters, что, по его оценке, около трети из 500 российских крупнейших бизнесменов уехали из страны за последние три года, в том числе и из-за этого закона.
«Первое, о чем говорят предприниматели, – это большое чувство недоверия. Недоверие ко всему, недоверие друг к другу, недоверие к государству», – сказал ректор московской школы «Сколково» Андрей Шаронов.
Бизнесмены не верят властям, которые обещают структурные изменения и рост ВВП. После трех лет рецессии российская экономика до сих пор не вернулась к устойчивому росту. «Говорить об увеличении роста (ВВП) до 4%, на которые надеются российские официальные лица, совершенно нереалистично без резкого роста иностранных инвестиций», – сказал старший партнер консалтинговой компании Macro-Advisory Ltd Крис Уифер.
В качестве причин отказа от предложения вернуть капиталы в страну предприниматели называют значительные отчисления юристам, консультантам для аудита офшорных активов и расчета налогов, а также тонны бумажной работы, после которых они все равно несли риски уплаты дополнительных налогов. Бизнесмены не хотят показывать деньги не только из нежелания переплачивать. Почти две трети из них отмечали, что они или их клиенты сталкивались с утечкой конфиденциальной информации из госорганов.
Впрочем, необязательно прибегать к таким кардинальным мерам, как отказ от резидентства. Сейчас многие зарубежные банки и провайдеры трастовых услуг предлагают российским бизнесменам лазейки, которые позволяют контролировать активы через иностранные компании, не сообщая об этом властям.
Первоначально Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) считали преждевременным пересматривать положения закона, предлагая дождаться первых результатов, отраженных в декларациях по налогу на прибыль за 2016 год. Однако уже в марте Минфин признал, что налогоплательщики РФ предпочитают отказаться от резидентства, а не декларировать капиталы. Минфин готов оптимизировать законодательство о деофшоризации, заявил тогда глава министерства Антон Силуанов.
А в мае стало известно о провале еще одной инициативы властей по увеличению налоговых доходов за счет легализации самозанятых граждан. По данным ФНС, в течение трех месяцев заявки на получение статуса самозанятых подали только 40 человек, хотя, по самым скромным подсчетам, в самозанятой сфере трудится более 20 млн человек.
Уполномоченный по правам бизнеса Борис Титов пояснил суть провала: «Мы предлагали систему, при которой в МФЦ покупаешь за 15–20 минут разрешение на работу по 40 с лишним видам деятельности хоть на месяц, хоть на три года, оплачивая до 20 тыс. руб. в год, и у тебя нет проверок, ты не должен сдавать никакой отчетности и не должен сниматься с учета, когда решил завершить бизнес». Однако затем в правительстве возобладала концепция, что самозанятые – это не предприниматели. «В качестве единственной льготы для этих людей за то, что они зарегистрируются в качестве самозанятых, были предложены двухлетние каникулы по НДФЛ, а что потом – никто не знает, но ты уже зарегистрировался», – напомнил Титов. При этом речь сейчас идет только о репетиторах, домработницах, нянях и сиделках.
Бизнес-омбудсмен признает, что результат амнистии капиталов действительно оказался очень незначительным по сравнению с потенциалом. «По экспертным оценкам, за год в ФНС поступило 5–10 тыс. деклараций. Практически все они касались только наличия у заявителей иностранных валютных счетов. Все прочие иностранные активы россиян как были в тени, так там и остались, весь офшорный бизнес как был, так и остался в офшорах, – сказал «НГ» Титов. – Антиофшорное и валютное законодательства в России сегодня слишком жесткие, и бизнесмены, поставленные перед выбором: «раскрыться» перед государством или уйти в тень еще глубже, предпочитают второй вариант».
Вместе с тем Титов считает, что, несмотря на провал амнистии, есть еще шанс исправить ситуацию. «Нужно, пока не поздно, ослабить нажим, ограничить сферу применения закона о КИК, признавать контролируемыми только те иностранные компании, которые получают доходы от подконтрольных структур на территории РФ, и не облагать российским налогом доходы, полученные за рубежом».
«Бизнес в России традиционно является очень рискованной деятельностью из-за ненадежности институтов правозащиты, – сказал «НГ» ведущий аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман. – Это относится в равной мере ко всем уровням предпринимательства – от индивидуального до крупных олигархических структур. В восприятии бизнесменов государство выступает в качестве одной из основных опасностей для бизнеса. Судебная система часто необъективна, когда речь идет о спорах с участием госорганов. Кроме того, происходит и нездоровая конкурентная борьба между предпринимателями с использованием различных государственных структур. Поэтому в данной среде укоренилось недоверие к государству. Ему способствует и наращивание административного давления в условиях кризиса и сокращения доходов бюджета».
Директор аналитического департамента «Golden Hills – КапиталЪ АМ» Михаил Крылов видит и признаки улучшения ситуации. «Темпы роста ВВП России постепенно выправляются, и мы можем констатировать существенное повышение спроса на российскую налоговую резиденцию со стороны потенциальных клиентов. Ситуация, вероятно, улучшится вместе со стабилизацией экономики и промышленного производства, упрощением получения кредитов и развитием инфраструктуры для капиталовложений», – сказал «НГ» Крылов.