Глава ЦБ Эльвира Набиуллина изучает инфляционные ожидания простых граждан в большинстве регионов страны. Фото Reuters
Болезненные решения по сохранению высокой ключевой ставки Центробанк (ЦБ) объясняет, как правило, завышенными инфляционными ожиданиями населения, выявленными в ходе опросов. Правда, чиновники ЦБ и социологи признают, что эти ожидания могут кардинально различаться в зависимости от методик подсчета: разброс в оценках населением годовой инфляции – от 3,8 до 10,3%. Эксперты «НГ» полагают, что отсылка к инфляционным ожиданиям граждан, которые традиционно ждут только роста цен, – это для ЦБ скорее дымовая завеса. Потому что де-факто регулятор учитывает совершенно другие факторы.
Чиновники ЦБ и социологи провели вчера в Москве семинар, из которого можно было сделать вывод, что инфляционные ожидания населения – важный фактор, влияющий на решения ЦБ по ключевой ставке, от которой зависит экономическая активность в стране.
Правда, из выступлений стало понятно, что на самом деле однозначно определить, каковы инфляционные ожидания граждан, сложно, потому что результаты могут кардинально меняться в зависимости от методов подсчета. Да и ожидания скорее всего будут существенно отличаться от зафиксированного официальной статистикой показателя инфляции.
Если ориентироваться на ежемесячные опросы, проводимые специалистами фонда «Общественное мнение» (ФОМ) среди 2 тыс. респондентов, то выясняется, что, например, в январе 2017-го россияне ожидали годовую инфляцию на уровне 11,5%, а в мае ожидания снизились уже до 10,3%. В ФОМе уточняют, что это медианные оценки.
Однако ЦБ на основе данных, предоставленных социологами, проводит свои расчеты, используя функцию распределения. И по оценкам регулятора, в январе 2017-го россияне ожидали годовую инфляцию 4,6%, а в мае – 3,8%. Хотя, как заявил замдиректора департамента денежно-кредитной политики ЦБ Андрей Липин, важны не столько сами цифры, сколько динамика, снижение показателей. В обоих случаях сейчас в стране рекордно низкие инфляционные ожидания.
Но Липин уточняет, что даже если фактическая инфляция уже достигла 4%, это еще не значит, что ожидания населения соответственно снизятся. Как раз наоборот: во многом граждане ориентируются на тот рост цен, который они помнят, в том числе на шоковые значения прошлых лет. Период привыкания к новым уровням инфляции займет от года до полутора лет, считают и в ЦБ, и в ФОМе. Такую адаптивность российского населения Центробанк использует как повод и дальше проводить умеренно жесткую денежно-кредитную политику.
В Центральном банке полагают, что населению нужно время, чтобы привыкнуть к низкой инфляции. Фото Reuters |
Кроме того, на вчерашнем семинаре говорилось про международный опыт: выступающие ссылались на то, что в разных странах центробанки изучают инфляционные ожидания и увязывают с ними свою политику. Правда, одновременно с этим директор проектов ФОМа Людмила Преснякова заметила, что российская ситуация отличается от международной – в частности, от западной.
«Западная модель такова: если инфляционные ожидания населения растут, тогда население увеличивает потребление, потому что ему нужно избавляться от обесценивающихся денег, и осуществляет давление на работодателя, потому что ему нужно повышать свой уровень жизни. Работодатель закладывает требования по повышению зарплат в цену продукции, что приводит к росту цен, а значит, и росту инфляционных ожиданий», – описывает Преснякова. Но в России многое происходит иначе. По словам социолога, черта россиян – фаталистическое восприятие инфляции: люди считают ее неотъемлемым свойством нашей экономики, они думают: «Цены в России растут всегда». И когда инфляционные ожидания особенно высоки, россияне не наращивают потребление, а наоборот, сокращают, входят в режим экономии. Наконец, у российского населения меньше возможностей требовать от работодателя индексации зарплат.
На фоне таких рассуждений возникает вопрос: насколько уместно Центробанку РФ ссылаться в своих обоснованиях на инфляционные ожидания? Особенно если учесть, что ранее регулятор уже принимал решение резко повысить ключевую ставку, не интересуясь опросами населения. В середине декабря 2014-го ЦБ поднял ключевую ставку с 10,5 сразу до 17% годовых. Пояснялось, что «решение обусловлено необходимостью ограничить существенно возросшие девальвационные и инфляционные риски». То есть не столько ожидания были причиной, сколько уже случившийся обвал рубля.
Особую важность для руководства ЦБ имеют закрытые совещания с президентом Владимиром Путиным. Как уже писала «НГ», источники, знакомые с ходом дискуссии о способах оживления экономики, утверждали, что в Кремле услышали озабоченность крупнейших экспортеров слишком высоким курсом рубля и завышенными процентными ставками и что эта озабоченность была доведена до руководства ЦБ (см. «НГ» от 22.02.17).
Наконец, глава ЦБ Эльвира Набиуллина ранее уже сообщила, что при стабилизации инфляции на уровне 4% ключевая ставка к 2020 году может снизиться до 6,5–7% годовых. Учитывается ли в этих планах мнение россиян?
Любопытно также, что на фоне высокой ключевой ставки и замороженной экономики прибыль банковского сектора в стране растет фантастическими темпами. Итогом 2016 года стало почти пятикратное увеличение прибыли кредитных организаций по сравнению с 2015-м. Но кредитование всей экономики (нефинансовых организаций и физических лиц) в номинальном выражении сократилось за тот же период на 6,9%, а с корректировкой на курс рубля – на 2,4% (см. «НГ» от 26.01.17).
Опрошенные «НГ» эксперты уверены, что ЦБ в своей политике де-факто учитывает вовсе не опросы граждан. Директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев из предложенного «НГ» списка выделил пять наиболее приоритетных, по его мнению, факторов для ЦБ: «Совещания, в том числе закрытые, с президентом. Политическая необходимость демонстрировать стабильность курса рубля. Позиция спекулянтов, в том числе заинтересованных в операциях carry trade. Совещания с правительством. Идеологические и иные воззрения самого руководства ЦБ».
«Безусловно, встречи и совещания с президентом и кабмином наиболее значимы для принятия решений Центробанком. Однако ЦБ старается учитывать также мнения крупнейших представителей бизнеса и госпредприятий», – считает директор стратегических проектов CAF Group Валентин Островский. – Опросы населения как таковые на мнение руководства ЦБ и на принятие ими решения влияют крайне мало».
«Механизм утверждения ключевой ставки Центробанком – это многофакторный процесс. Огромный массив данных ЦБ получает от банков. Важную роль играет и диалог с крупнейшими экспортерами. При этом речь опять же идет о сборе информации для объективной оценки ситуации, – поясняет первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – Позиция спекулянтов, идеологические и политические аспекты, опросы населения – все это вряд ли можно назвать существенными факторами, поскольку они говорят о состоянии рынка только косвенно».
«Нельзя сказать, что Банк России руководствуется только одним или несколькими факторами, во внимание принимается позиция правительства, состояние дел у крупнейших экспортеров, влияние спекулянтов на курс рубля, ситуация с ликвидностью в банковском секторе, а также множество иных факторов, – перечисляет доцент кафедры банковского дела Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Лазарь Бадалов. – Если постоянно игнорировать какие-то факторы и руководствоваться чем-то одним, это быстро приведет к коллапсу». «Что касается ориентиров на опросы населения по инфляционным ожиданиям, то они скорее могут показать настроения в обществе, но никак не выступать индикатором для проведения денежно-кредитной политики», – добавляет Бадалов.
Некоторые эксперты высказываются довольно критически. «При принятии решения об изменении ключевой ставки ЦБ руководствуется в первую очередь своими собственными интересами. А заключаются они прежде всего в достижении формальных показателей и получении прибыли от различных операций, – считает директор Института актуальной экономики Никита Исаев. – Есть задача добиться инфляции ниже 4%, и ЦБ идет к этой цели, не обращая ни на что внимания. Причем идет простейшим путем, ограничивая денежную массу и товарооборот. Ведь если нет денег, то и спрос на товары падает, а если нет спроса, то рост цен замедляется». И по мнению Исаева, инфляционные ожидания населения могут быть не основной причиной, но дополнительным удобным оправданием для удержания аномально высокой ключевой ставки: «Раз люди ожидают высокую инфляцию, значит, с ней и дальше нужно бороться».