Без поддержки заблокированного сайта смартфон BlackBerry превращается в «кирпич». Фото с сайта www.pixabay.com
Россияне и украинцы воспринимают закрытие властями интернет-сайтов, как правило, с юмором, так как эти блокировки легко обойти. Однако тысячам владельцев смартфонов BlackBerry, которые обычно используют предприниматели и финансисты, сегодня не до шуток. Блокировка сайтов этой компании в России фактически лишила владельцев смартфонов доступа к настройкам и персональным учетным записям. В ответ на жалобы пользователей российские чиновники посылают их в Канаду, к производителю смартфонов.
Недавнее решение киевских властей запретить примерно две сотни российских сайтов затронуло интересы миллионов украинских пользователей: аудитория соцсети «ВКонтакте» составляла 16 млн украинцев, «Яндекса» – 11 млн, сайта «Одноклассники» – 9,5 млн.
В общей сложности российскими сайтами в Украине пользовались 25 млн человек. Произвол киевских властей вызвал праведный гнев и волну возмущения российских политиков и общественных деятелей.
Гораздо меньшее возмущение вызвало состоявшееся чуть раньше запрещение Роскомнадзором (РКН) сайтов иностранных компаний, которые предоставляли россиянам услуги общения через Интернет: мессенджеров BlackBerry, Line, Imo.im, Vimeo-LLC, Opera Software AS, китайского мессенджера WeChat, а также аудиовизуального чата Vchat. Под запрет подпали также корпоративная социальная сеть Linkedin и мобильное приложение Zello – сервис-рация, которым нередко пользовались активисты, в том числе дальнобойщики, во время координации протестных акций.
Причиной блокировки был отказ этих сервисов признать себя организаторами распространения информации и предоставлять российским властям данные о своих пользователях и их взаимодействиях. По закону организаторы распространения информации обязаны предоставлять в Роскомнадзор контактные сведения для внесения в реестр. Отказывающихся сделать это российское надзорное ведомство вносит в реестр запрещенных сайтов и блокирует доступ.
«Мы совместно с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, планомерно наполняем реестр организаторов распространения информации. Те, кто не реагирует, оказываются под блокировкой», – сказал представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский.
Наступление на мессенджеры приобретает глобальный характер. На прошлой неделе появилась новость, что власти Великобритании также планируют поставить на службу государству интернет-мессенджеры. Компании-операторы таких приложений, как WhatsApp, Telegram, Viber, обяжут по первому требованию предоставлять полиции доступ к переписке и архивам пользователей.
Позже Vimeo, Opera и WeChat представили в РКН требуемые сведения, и ограничение доступа к этим информационным системам было снято. Однако не все готовы к столь глубокому сотрудничеству с властями, ссылаясь на вероятные репутационные потери.
Например, канадский производитель смартфонов BlackBerry, которые славятся своей защищенностью и из-за этого пользуются особенной популярностью у бизнесменов и политиков (почти весь американский Госдеп и Барак Обама – его искренние поклонники), отказался предоставить данные о своих пользователях российскому надзорному органу. После этого связанные с BlackBerry сайты были заблокированы. Возмущенные пользователи этих смартфонов обратились с жалобой в Роскомнадзор. Дело в том, что блокировка практически не повлияла на работу мессенджера, передача данных которого осуществляется по защищенному каналу. Но заблокированными оказались другие сервисы, которые BlackBerry предоставляет своим клиентам: люди, официально купившие смартфон в московском магазине, теперь не могут воспользоваться активацией нового устройства или войти в магазин приложений. Перестал работать сервис поиска потерянного устройства и управления им с помощью специальной службы BlackBerry.
«Позиция BlackBerry для меня абсолютно объяснима, – пишет собственник легально приобретенного аппарата Андрей Неустроев. – Зачем компании, репутация которой строится на продаже самых защищенных смартфонов и которая официально не ведет бизнес в России, портить себе имидж во всем мире, сотрудничая с российскими спецслужбами?»
От себя добавим, что дело не в количестве фанатов той или иной марки смартфона (показатели в России BlackBerry и Apple отличаются в разы – менее 1% и более 15% рынка, до кризиса в стране насчитывалось 60 тыс. любителей «ежевики», в то время как в США их было 12 млн), дело в том, что борьба за открытость в интересах других ведомств, для добросовестного пользователя выглядит как явное ущемление его прав. «Роскомнадзор работает по не самым популярным сервисам, о которых большинство российских пользователей не имеют ни малейшего представления. Прежней остается и главная задача чиновников – изобразить бурную деятельность, не провоцируя массового недовольства пользователей», – считает интернет-обозреватель Александр Плющев.
Гендиректор Корпорации развития Московской области Тимур Андреев готов защищать жесткие действия РКН. «Эффективность нового законодательства в плане повышения безопасности пока оценить довольно сложно, но ни для кого не секрет, что мессенджеры активно используются преступниками. Именно поэтому определенный уровень контроля за новыми системами общения необходим. В то же время пока есть множество альтернативных сервисов, вряд ли блокировка отдельных мессенджеров приведет к серьезным проблемам в общении между пользователями. При оценке ситуации необходимо отталкиваться от факта – закон принят, есть правила, их можно либо принять, а если нет, то уйти с рынка», – сказал «НГ» Андреев.
«Блокирование мессенджеров мешает деловым и человеческим контактам: вовремя не дойдет файл, возникнут сложности со стыковкой на месте встречи. Приходится давать партнерам запасную связь, а для выполнения коллегиальных задач использовать корпоративные платформы, – сказал «НГ» шеф-аналитик компании TeleTrade Петр Пушкарев. – Мы понимаем значение безопасности, но надзорным органам важно не переусердствовать, не нужно доводить ситуацию до абсурда. Достаточно снабдить операторов телефонии-Интернета специальным набором поисковых программ с определенным набором слов, фраз, алгоритмов – и хранить уже в «облаке» в ожидании возможного запроса полиции или спецслужб этот, и только этот, массив информации. В оперативных целях этого достаточно – а остальное, за что программа-поисковик не зацепилась, можно хранить дня три, максимум – неделю, после чего удалять».
«Блокировка мессенджеров сегодня прикрывается пропагандистскими тезисами о борьбе с терроризмом, и с этими лозунгами многие в обществе согласны. Однако точных данных для оценки, насколько недавно принятые законы помогли в поиске преступников, нет», – говорит управляющий партнер Odgers Berndtson Роман Тышковский. «Блокировка мессенджеров, которые занимают очень малую долю рынка, – это скорее сигнал Роскомнадзора крупным игрокам, таким как Microsoft, Facebook, Skype, Viber. Цель – показать, что может с ними стать при несоблюдении требований закона», – рассуждает эксперт.
«Теоретически должны быть заблокированы все мессенджеры, которые не выполняют закон, но к тотальным запретам никто не готов, – пояснил «НГ» ситуацию интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. – На мой взгляд, ситуация с запретами наших ресурсов в Украине – это сигнал нам о необходимости прекратить выборочное применение закона, а немедленно приступить к его пересмотрению. Россия должна идти в ногу с мировым информационным пространством».
Вчера стало известно, что Роскомнадзор ответил на обращение возмущенного пользователя «ежевичного» смартфона (ответ также имеется в распоряжении «НГ»). Ведомство предложило жалобщику… самому обратиться к руководству компании BlackBerry и сообщить ему о требованиях российского закона. Кроме того, РКН сообщил гражданину, что не может «одномоментно» обратиться ко всем организаторам распространения информации и делает это «в последовательном порядке».