Передача бизнесменом Алишером Усмановым активов на 50 млн долл. фонду «Соцгоспроект», возглавляемому Ильей Елисеевым, однокурсником премьер-министра России Дмитрия Медведева, была частью сделки с «Группой Ист Инвест» Ильи Гаврилова, которая продала миллиардеру участок на Рублевке еще в 2010 году. Это сегодня подтвердил РБК сам Гаврилов.
Как известно, Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального утверждал, что Усманов безвозмездно – «в качестве взятки» – в 2010 году передал землю площадью 4,3 га и дом в подмосковном поселке Знаменское на Рублевке упомянутому Фонду поддержки социально значимых государственных проектов («Соцгоспроект»). Этот фонд, как утверждал Навальный, «организован и управляется Медведевым». «Сырьевой олигарх, один из богатейших российских бизнесменов подарил околомедведевскому фонду необыкновенно дорогую усадьбу на Рублевке. Мы прекрасно понимаем, что значит такой подарок: это взятка. Никакого другого объяснения, почему олигарх кому-то дарит поместье за 5 млрд руб., быть не может», – говорится в фильме ФБК «Он вам не Димон».
Между тем, по словам Усманова, «вся эта история с землей, с домом – это огромная, многолетняя, многоступенчатая, так сказать, сага, в которой было три заинтересованные стороны, и мне пришлось платить не за то, что сделка была, а за то, чтобы она не была между ними, – и каждому пришлось платить». Об этом Усманов заявил в своем видеообращении, опубликованном на его странице во «ВКонтакте» в четверг, 18 мая (см. «НГ» от 18. 05. 17).
Как известно, ФБК попросил Следственный комитет возбудить уголовное дело в отношении Медведева и Усманова по ст. 290 УК (получение взятки) и ст. 291 (дача взятки). Дмитрий Медведев назвал расследование ФБК «чушью» и «мутью». «Это делается все по принципу компота, – сказал премьер-министр. – Берут там всякую разную муть, чушь всякую собирают про меня, если это касается меня, про моих знакомых людей? И про людей, о которых я вообще никогда не слышал. Про какие-то места, где я бывал. Про какие-то места, о которых я тоже никогда не слышал. Собирают там какие-то бумажки, фотографии, одежду. Потом создают такой продукт и предъявляют его».
Алишер Усманов, в свою очередь, счел, что содержащиеся в фильме утверждения порочат его честь и достоинство, и подал иск к Навальному и ФБК. Люблинский районный суд Москвы провел предварительное заседание по делу 18 мая, по существу суд начнет его рассматривать на следующей неделе, 30 мая (см. «НГ» от 19. 05. 17).
Как рассказал РБК Илья Гаврилов, «Алишер Усманов хотел расширить свою резиденцию и обратился ко мне с предложением продать участок в 12 га, граничащий с ним. Я говорю: я не могу его продать, потому что я его осваиваю, у меня есть договоренность с «Соцгоспроектом» Ильи Елисеева. К этому времени мы уже два года занимались этим проектом, они («Соцгоспроект». – РБК) мне намеревались дать финансирование, я за свой счет сделал подготовительные работы, провел газ и так далее».
По его словам, на этой земле он с Елисеевым планировал реализовать девелоперский проект, на котором они собирались заработать «минимум 80 млн долл.». По словам собеседника агентства, он выставил Усманову условие – урегулировать вопрос с фондом Елисеева. «Если они откажутся от проекта и вы мне предложите нормальную цену, то тогда я готов (продать участок. – «НГ»)». Усманов в итоге договорился с «Соцгоспроектом» о «хорошей» компенсации, размер которой, по словам Гаврилова, он не стал выяснять. После этого земля была продана Усманову.
В итоге, как пишет РБК, «каждый получил то, что хотел». Что касается Алишера Усманова, то об упомянутой сделке, которая, как выясняется, была совершенно законной (это был обмен землями) Алишер Усманов рассказал в интервью газете «Ведомости» (см. номер от 12. 04. 17). При этом, как пишет издание, сделка была выгодна обеим сторонам, причем опрошенные «Ведомостями» риелторы считают, что участки стоили приблизительно одинаково.
Бизнесмен пояснил, что на участке в Знаменском он строил дом для своей сестры. «Фонд уступил мне огромный участок по номинальной цене, а я передал в «Соцгоспроект» участок и дом сестры и достроил его, как и обещал. 12 га на Рублевке на берегу Москвы-реки стоят примерно 50 млн долл. Переданный мною участок 4 га стоит около 15–20 млн долл., и дом – еще 30 млн долл. Так что баланс примерно 50 на 50... Что это – взятка? Никакая не взятка!».
Руководитель юридического отдела ФБК Иван Жданов отказался сообщить РБК, как ФБК намерен доказывать, что выплата компенсации «Соцгоспроекту» в рамках «многоступенчатой» сделки была взяткой Дмитрию Медведеву. Он переадресовал этот вопрос представителю ФБК и Алексея Навального Кире Ярмыш. Запрос РБК был направлен ей 18 мая, однако ответа на него не последовало.
В данной ситуации, надо сказать прямо, позиция ФБК выглядит не слишком убедительной. Не случайно на предварительных слушаниях по делу юрист ФБК Иван Жданов просил перенести дело в Арбитражный суд. Но тогда попытка представителей Алексея Навального избежать судебного процесса провалилась: суд отклонил это ходатайство.