Руководитель миссии МВФ Эрнесто Рамирес Риго объявил, что у РФ появился шанс для проведения структурных реформ. Фото РИА Новости
Несмотря на скепсис по отношению к действиям Запада, кое в чем российские власти проявляют завидное единодушие с иностранными экономистами. Позиции Международного валютного фонда (МВФ) и как действующего, так и бывшего руководства Минфина во многом схожи. Главное сходство – уверенность, что в России нужно обязательно поднять пенсионный возраст. Правда, социологические опросы ранее демонстрировали, что против различных вариантов отсроченной выплаты пенсий выступают от 30 до 80% опрошенных граждан. Некоторые эксперты предупреждают: повышение пенсионного возраста чревато социальной дестабилизацией.
Россия выходит из двухлетней рецессии, которая благодаря действиям российских финансовых властей была не такой глубокой, как в предыдущие периоды. Нефтяные цены по сравнению с прошлым годом выросли, и это дает стране шанс ускорить проведение необходимых реформ. Такие выводы содержатся в заявлении МВФ по итогам работы миссии в России. Документ был обнародован в пятницу руководителем миссии МВФ по России Эрнесто Рамиресом Риго.
Как считает МВФ, перед экономикой РФ сейчас стоят четыре приоритетные задачи. Первый приоритет – принятие бюджетного правила, обеспечивающего достаточный уровень сбережений и смягчающего последствия динамики нефтяных цен. Второй – достижение целевого уровня инфляции 4% и продолжение постепенного аккуратного смягчения денежно-кредитной политики. Третий – продолжение реформ в финансовом секторе. Четвертый – «решительные меры по реализации структурных реформ в целях укрепления потенциала роста и переориентации на несырьевые отрасли».
Если говорить про структурные реформы, то в данном случае специалисты МВФ советуют российским властям сконцентрироваться на правах собственности, институциональной среде, рынке труда, инновациях и инфраструктуре. Завершающим аккордом служит упоминание пенсионной реформы, «предусматривающей законодательное повышение возраста выхода на пенсию».
Глава Минфина Антон Силуанов оперативно отреагировал на рекомендации иностранных специалистов. «Выводы, которые сделала миссия МВФ, в целом совпадают с нашей оценкой текущей ситуации в экономике, – сказал он. – Мы также считаем необходимым реализацию усилий по снижению зависимости бюджета от нефти и газа путем принятия бюджетного правила в максимально сжатые сроки с тем, чтобы обеспечить с помощью мер бюджетной политики стабильные и предсказуемые макроэкономические условия». Министр согласился с мнением МВФ о необходимости структурных мер.
За исключением некоторых деталей, позиции МВФ и российского Минфина схожи, и наиболее отчетливо это проявляется в лоббировании повышения пенсионного возраста.
Весной 2015 года, ссылаясь на экспертов, Антон Силуанов говорил о необходимости повышения пенсионного возраста для мужчин и женщин до 65 лет: «Мы с экономической точки зрения видим, что чем быстрее вопрос решим, тем лучше будет для экономики и для бюджета». К слову, высказывался за повышение пенсионного возраста до 63 лет теперь экс-глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Правда, в проекте бюджета на 2017–2019 годы эта мера все же не учитывалась.
Очередной виток обсуждения непопулярной реформы начался в этом году, когда стало понятно, что бывший министр финансов, глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин в своей экономической стратегии для президента Владимира Путина продвигает повышение пенсионного возраста. В начале года на Гайдаровском форуме Кудрин рассказал, что ЦСР предлагает повысить пенсионный возраст для мужчин до 65 лет, для женщин – до 63 лет.
Единомышленники Кудрина, которые также тесно взаимодействуют с Минфином, уже подготовили обоснование для этой меры: они ссылаются на скорую нехватку рук в стране (см. «НГ» от 10.02.17; 11.05.17).
Но россияне скорее отрицательно воспринимают попытки властей отсрочить выплату как основных, так и досрочных пенсий. Об этом свидетельствуют социологические опросы. Например, в конце 2015 года Левада-Центр сообщил, что к идее отменить досрочный выход на пенсию в разной степени положительно относились 29% из 1600 опрошенных, а в разной степени отрицательно – 58%. К постепенному повышению пенсионного возраста в разной степени положительно относились 11%, отрицательно – 81%. Остальные затруднились с ответом.
В этом году специалисты Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) обнародовали результаты опроса, проведенного среди работников вредных производств на предприятиях Башкортостана.
Даже на вредных производствах многие не спешат уходить на пенсию. По опросу, 53% опрошенных работников останутся на своем месте после наступления досрочного пенсионного возраста. Основная причина – материальная заинтереованность (см. «НГ» от 07.04.17). Однако 29% опрошенных заявили, что в случае повышения возраста назначения досрочной пенсии на пять лет они с разной степенью вероятности примут участие в протестных акциях.
Опыт других стран показывает, что пенсионная реформа может стать поводом для массовых протестов. Семь лет назад около 1 млн французов приняли участие в забастовках и стачках в знак протеста против повышения пенсионного возраста с 60 до 62 лет к 2018 году. После этого во Франции еще не раз вспыхивали забастовки то авиадиспетчеров, то железнодорожников и т.п. против ухудшения норм труда. Весной этого года в Бразилии проходили массовые демонстрации протеста против пенсионной реформы, предполагающей отсрочку полноценных пенсионных выплат. СМИ сообщали о столкновениях с полицией, временном захвате здания Минфина, блокировке дорожного движения.
Опрошенные «НГ» эксперты тоже обратили внимание на единодушие бывшего, а также действующего руководства Минфина и МВФ, но ничего удивительного в нем не увидели. «Это можно объяснить прежде всего общими взглядами на определенные модели экономического развития. Совершенно не нужно искать никаких конспирологических теорий в таких совпадениях», – говорит вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева. «Подобное согласие во мнениях объясняется их общим «бухгалтерским» подходом к экономике страны», – замечает директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Стоит напомнить, что МВФ не только России советует повышать пенсионный возраст. У фонда это, похоже, традиционный рецепт на случай экономических проблем почти в любой стране: развивающейся или развитой, претендующей на помощь или выступающей в роли финансового донора.
МВФ рекомендовал Украине, ждущей очередной транш, балансировать пенсионную систему за счет повышения пенсионного возраста. И это вызвало внутри страны споры вплоть до полного отрицания некоторыми чиновниками того, что у Украины есть какие-либо обязательства проводить пенсионную реформу. Тем не менее директор-распорядитель фонда Кристин Лагард ранее назвала Украину примерным клиентом МВФ.
Фонд советовал также Германии придерживаться курса на проведение структурных реформ, включая повышение пенсионного возраста. В Германии планируется поднять возрастную планку с 65 до 67 лет к 2029 году, сообщало ранее Deutsche Welle.
Мнения экспертов относительно последствий повышения пенсионного возраста в России разделились. «Безусловно, такая мера станет дестабилизирующим фактором, – считает Минеева. – Достаточно вспомнить те протесты, которые у нас проходили после проведения непопулярной реформы по монетизации льгот. Вряд ли власти пойдут на такое еще раз – особенно до президентских выборов 2018 года».
В то же время Исаев полагает, что «активные протесты по этой теме маловероятны»: «У нас сейчас в пенсионную систему почти никто не верит». «Уже столько раз меняли правила, что очередное изменение вызовет только кратковременное недовольство. Сейчас наиболее активная категория граждан больше заботится о текущих доходах и условиях проживания. Зарплаты, расходы на коммуналку, сокращение рабочих мест, налоги – вот животрепещущие вопросы, способные значительно повысить уровень социальной напряженности», – полагает Исаев. «Повышение пенсионного возраста пройдет незаметно, быстро утонув в повестке следующего дня», – ожидает гендиректор компании «Форум» Роман Паршин.
При этом некоторые эксперты высказали сомнения в оздоровительном эффекте тех мер, которые предлагает МВФ. «К сожалению, решения МВФ помогают только на краткосрочную перспективу. Еще ни одно государство, получающее помощь от фонда, не смогло решить экономические проблемы, многие имеют большие внешние долги и мало перспектив стать независимыми в политике и экономике», – обращает внимание аналитик компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.
Как замечает эксперт, мера непроработана: «Социальные факторы сложно включить в виде конкретных математических данных, поэтому их учитывают с большой погрешностью». «К примеру, повышение пенсионного возраста влечет за собой серьезные подвижки в экономической сфере. Трудоустройство старшего поколения вызывает много проблем, большую часть которых на данный момент решить не удается», – добавляет Звенигородский.
По мнению эксперта, для повышения пенсионного возраста требуется еще не один год подготовки: «Иначе чиновники доведут ситуацию до абсурда, а реформа сведется к большим растратам при небольшой эффективности».