Международным исследовательская компания GfK в преддверии отпускного сезона изучила приоритеты россиян в отношении отдыха.Прежде всего, было выяснено, что отдых вообще стоит у граждан нашей страны на третьем месте среди всех потребительских интересов, уступая увлечению компьютерной техникой и фильмотекой.Портрет будущего потребителя туристических услуг выглядит следующим образом. Прежде всего потребитель себя определяет и характеризует не по тому, что он имеет - материальным вещам, а по тому, что он сделал - где он был, какие впечатления он получил, какой опыт пережил. Потребитель хочет переживать опять и опять новый опыт, он ищет новизну впечатлений, развлечения, положительные эмоции в продуктах и услугах. И ему важно делиться пережитым опытом с друзьями, семьей. Это один из наиболее ярко выраженных трендов, как в глобальном масштабе, так и для России.
Исследование GfK Consumer Life выявило, что в целом 28% российских онлайн-потребителей в значительной мере подвержены тренду «стремление к новому опыту и впечатлениям». В особенности россияне в возрасте 15-24 лет, так называемое поколение Z - некоторые маркетологи называют их младшими миллениалами, или «поколением селфи». Сегодня компании из разных сфер деятельности делают ставку на это поколение, так как через 10-20 лет они станут основной экономически активной группой населения. Среди «поколения селфи» доля потребителей, сфокусированных на новом опыте, составляет 30%. Но что касается зрелых представителей миллениалов (25-35), эта доля составляет уже 23%.
В новой экономике потребительского опыта, где развитие отношений, создание уникального потребительского опыта так же важно, как и обеспечение людей товарами и услугами, особенную актуальность приобретает концепция «шоппинг впечатлений». Если классическая формула - удовлетворять конкретные потребительские нужды в определённых году 20% - то есть каждый пятый участник исследования GfK в России - в список трех наиболее беспокоящих их проблем включал «отношения с зарубежными странами», то в 2016 году таких уже было только 11%. По миру данный показатель стабильно на уровне 6%.
Несмотря ни на что, более половины россиян заявляют, что у них есть большой интерес к путешествиям. При этом женщины чаще мужчин интересуются путешествиями (61% по сравнению с 52%). В целом для россиян отпуск - это источник впечатлений и нового опыта: три четверти россиян говорят, что во время отпуска стараются увидеть новые места и попробовать что-то новое.
Что касается того, какой же отдых предпочитают россияне - расслабляющий или активный – то здесь картина близка к глобальным данным. В России, как и в других странах, наблюдается перевес в пользу расслабляющего отдыха. Однако и активный отдых с просмотром множества мест, нравится 40% россиян, что даже немного выше мирового значения. Также значительная доля россиян интересуется приключенческим отдыхом. Две трети россиян любят изучать местную культуру и пробовать местную кухню, что может говорить о хороших перспективах для событийного и гастрономического туризма, как по России, так и за рубеж.
Санаторно-оздоровительный туризм – еще одно интересное направление для развития туризма. Дело в том, что к здоровью в России традиционно напряженное внимание. Это самый высокий источник стресса для россиян.
В плане гастрономического туризма,в России уже начал развиваться так называемый халяльный туризм . И он имеет большие перспективы развития в России: каждый год РФ принимает все больше туристов-мусульман. Однако, как рассказали эксперты на форуме KazanSummit 2017, сообщает ТАСС, пока страна находится лишь на начальном этапе формирования подобных туристических продуктов.
Однако сейчас большинство российских курортов явно отстают от новейших тенденций и на них преобладают традиционные формы отдыха.