0
7360
Газета Экономика Интернет-версия

18.05.2017 00:01:00

Резервный фонд всё равно исчезнет

Тэги: минфин, бюджет, нефть, цены, резервный фонд, социальные расходы


минфин, бюджет, нефть, цены, резервный фонд, социальные расходы Министр финансов Антон Силуанов неожиданно снизил дефицит бюджета. Фото с официального сайта правительства РФ

Минфин подготовил поправки в действующий бюджет. Из них следует, что благодаря подорожавшей нефти страна в 2017 году получит около 1 трлн руб. дополнительных доходов, и бюджетный дефицит составит не 3,2, а 2,1% ВВП. Хотя это не спасет Резервный фонд: он все равно весь пойдет на латание дыр. Структура расходов бюджета остается инертной, власти уделяют мало внимания развитию человеческого капитала и инфраструктуры – объявили эксперты Института Гайдара и Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС).

Цены на нефть вселили в Минфин оптимизм. Ведомство теперь ожидает, что страна получит в этом году примерно на 1 трлн руб. больше, чем изначально планировалось.

Проект соответствующих поправок был опубликован в среду на официальном портале раскрытия готовящихся нормативно-правовых актов.

Как следует из документа, доходы бюджета в этом году могут составить 14,6 трлн руб., а не 13,5 трлн руб. Расходы в поправках предлагается даже увеличить – примерно на 315 млрд руб. до 16,6 трлн руб. В частности, расходы вырастут на секретные статьи бюджета, национальную экономику, межбюджетные трансферты. Увеличивается также финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности – на 25 млрд руб.

Дефицит федерального бюджета будет меньше запланированного на 30%. В поправках прописано его снижение с 2,8 трлн руб., или 3,2% ВВП, до 1,9 трлн руб., или 2,1% ВВП. Тем самым нефть помогла правительству наконец-то уложиться в те нормы, которые ранее требовал соблюдать президент Владимир Путин.

Напомним, в конце 2015 года президент говорил, что дефицит федерального бюджета-2016 не должен выходить за рамки 3% ВВП. Затем, правда, бюджет пришлось сильно корректировать, и президент призывал хотя бы не выходить за рамки запланированных 3,7% ВВП. По факту дефицит составил в прошлом году 3,5% ВВП.

Хоть нефтяные цены и находятся на низком уровне, однако по сравнению с прошлым годом они все равно ощутимо выросли. Так, по данным Минфина, нефть марки Urals подорожала за год примерно в 1,5 раза: в январе–апреле 2016-го она стоила в среднем около 34 долл. за баррель, в январе–апреле 2017-го – около 52 долл. за баррель.

О позитивной тенденции уже позволяли судить предварительные оценки исполнения бюджета за первые месяцы этого года. Минфин ранее сообщал, что за январь–апрель 2017-го бюджетный дефицит составил около 511 млрд руб., или 1,9% ВВП. Напомним, в январе–апреле 2016-го он был значительно выше – около 1,23 трлн руб., или 4,7% ВВП.

Кроме того, ранее глава Минфина Антон Силуанов уже говорил, что если нефтяные цены вырастут до 50 долл. за баррель, тогда бюджет дополнительно получит 1 трлн руб. И министр обращал внимание, что весь вопрос будет в том, как распоряжаться дополнительными средствами – тратить на текущие нужды или направлять в резервы. 

«Если такая конъюнктура будет в следующем году, я думаю, решение будет посередине. Безусловно, должны сохранить резервы, 1,8 трлн руб. в следующем году. Думаю, часть нефтегазовых доходов должна пойти на сокращение трат резервов, часть – на решения, которые были приняты, поддержку промышленности...» – пояснял он. Уточним, эти заявления делались в декабре 2016 года, когда объем Резервного фонда достигал 2 трлн руб.

Несмотря на это, в бюджете на ближайшую трехлетку прописывалось, что уже в 2017-м Резервный фонд будет исчерпан. Судьба резервов не изменится и после принятия предлагаемых поправок. Несмотря на подорожавшую нефть и на дополнительный триллион рублей, Резервный фонд все равно в этом году весь уйдет на покрытие дефицита.

В поправках предлагается снизить использование средств Резервного фонда лишь на 91 млрд руб. – до 1,061 трлн руб. Из Фонда национального благосостояния (ФНБ) предлагается использовать на 4,7 млрд руб. меньше – 663,5 млрд руб. 

Другими словами, из финансовой подушки безопасности власти на латание дыр возьмут 1,7 трлн руб. вместо 1,8 трлн руб. По состоянию на 1 мая 2017 года в Резервном фонде находилось чуть больше 931 млрд руб., в ФНБ – почти 4,2 трлн руб.

Бюджетная политика российских властей не первый раз становится объектом критики экспертного сообщества. Например, эксперты из Института Гайдара и РАНХиГС сообщают, что российский бюджет «нельзя назвать бюджетом развития, так как происходило недофинансирование производительных расходов – на человеческий капитал и инфраструктуру (что является устойчивым трендом последних лет)».

Такой вывод содержится в презентации доклада «Бюджет как инструмент структурных преобразований в российской экономике», с которым в ходе Гайдаровских чтений выступил на прошлой неделе в Орле завлабораторией исследований бюджетной политики РАНХиГС Илья Соколов.

Судя по всему, под расходами на человеческий капитал понимается прежде всего финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения. А пенсионное обеспечение и выплата различных пособий, которые в бюджете проходят по статье «социальная политика», – это уже, видимо, непроизводительные расходы. Также к непроизводительным эксперты относят оборонные расходы.

«С 2000 по 2016 год наиболее существенно выросли социальные расходы. В 1,8 раза в долях ВВП, и более чем в 1,6 раза увеличилась их доля в структуре расходов (с 21,6% до 34,3% от общего объема расходов), – говорится в презентации. – Расходы на национальную оборону с 2000 по 2016 год выросли в 1,6 раза в долях ВВП, и в 1,5 раза увеличилась их доля в структуре расходов».

«В России довольно инертная структура расходов – например, в федеральном бюджете социальные и силовые расходы составляют 60% всех расходов», – уточняют эксперты Института Гайдара и РАНХиГС. Они сообщают, что «Россия среди стран Организации экономического сотрудничества и развития характеризуется невысоким уровнем госрасходов относительно масштабов национальной экономики». Однако у страны нет значительных резервов для наращивания трат, поэтому приоритет должен смещаться в сторону изменения самой структуры расходов, считают эксперты.

Правда, они предупреждают: «Увеличение производительных расходов за счет сокращения непроизводительных в полном объеме невозможно в силу традиционно высокого запроса российского общества на перераспределение доходов и предоставление общественных благ, а также вследствие изменившихся геополитических условий».

В итоге в докладе приводится список различных долгосрочных подходов к балансировке бюджета, предлагаемых и обсуждаемых экспертным сообществом. Первый подход – налоговый маневр в нефтегазовом секторе. Это прежде всего отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, эквивалентное повышение налога на добычу полезных ископаемых.

Второй подход – фискальная девальвация: повышение основной ставки налога на добавленную стоимость до 20–21% с 2027 года, распределение дополнительных поступлений в пользу регионов по душевому признаку, возможное снижение ставки налога на прибыль до 16–17%. Третий подход – отмена ряда налоговых льгот и улучшение качеств администрирования.

Правда, если говорить о фискальной девальвации, то скорее всего такая мера не поможет развитию человеческого капитала. Ведь, как ранее уже писала «НГ» (см. номер от 20.04.17), подобная новация приведет к существенным финансовым потерям населения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
616
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2334
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1547
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1174

Другие новости