Министр финансов Антон Силуанов неожиданно снизил дефицит бюджета. Фото с официального сайта правительства РФ
Минфин подготовил поправки в действующий бюджет. Из них следует, что благодаря подорожавшей нефти страна в 2017 году получит около 1 трлн руб. дополнительных доходов, и бюджетный дефицит составит не 3,2, а 2,1% ВВП. Хотя это не спасет Резервный фонд: он все равно весь пойдет на латание дыр. Структура расходов бюджета остается инертной, власти уделяют мало внимания развитию человеческого капитала и инфраструктуры – объявили эксперты Института Гайдара и Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС).
Цены на нефть вселили в Минфин оптимизм. Ведомство теперь ожидает, что страна получит в этом году примерно на 1 трлн руб. больше, чем изначально планировалось.
Проект соответствующих поправок был опубликован в среду на официальном портале раскрытия готовящихся нормативно-правовых актов.
Как следует из документа, доходы бюджета в этом году могут составить 14,6 трлн руб., а не 13,5 трлн руб. Расходы в поправках предлагается даже увеличить – примерно на 315 млрд руб. до 16,6 трлн руб. В частности, расходы вырастут на секретные статьи бюджета, национальную экономику, межбюджетные трансферты. Увеличивается также финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности – на 25 млрд руб.
Дефицит федерального бюджета будет меньше запланированного на 30%. В поправках прописано его снижение с 2,8 трлн руб., или 3,2% ВВП, до 1,9 трлн руб., или 2,1% ВВП. Тем самым нефть помогла правительству наконец-то уложиться в те нормы, которые ранее требовал соблюдать президент Владимир Путин.
Напомним, в конце 2015 года президент говорил, что дефицит федерального бюджета-2016 не должен выходить за рамки 3% ВВП. Затем, правда, бюджет пришлось сильно корректировать, и президент призывал хотя бы не выходить за рамки запланированных 3,7% ВВП. По факту дефицит составил в прошлом году 3,5% ВВП.
Хоть нефтяные цены и находятся на низком уровне, однако по сравнению с прошлым годом они все равно ощутимо выросли. Так, по данным Минфина, нефть марки Urals подорожала за год примерно в 1,5 раза: в январе–апреле 2016-го она стоила в среднем около 34 долл. за баррель, в январе–апреле 2017-го – около 52 долл. за баррель.
О позитивной тенденции уже позволяли судить предварительные оценки исполнения бюджета за первые месяцы этого года. Минфин ранее сообщал, что за январь–апрель 2017-го бюджетный дефицит составил около 511 млрд руб., или 1,9% ВВП. Напомним, в январе–апреле 2016-го он был значительно выше – около 1,23 трлн руб., или 4,7% ВВП.
Кроме того, ранее глава Минфина Антон Силуанов уже говорил, что если нефтяные цены вырастут до 50 долл. за баррель, тогда бюджет дополнительно получит 1 трлн руб. И министр обращал внимание, что весь вопрос будет в том, как распоряжаться дополнительными средствами – тратить на текущие нужды или направлять в резервы.
«Если такая конъюнктура будет в следующем году, я думаю, решение будет посередине. Безусловно, должны сохранить резервы, 1,8 трлн руб. в следующем году. Думаю, часть нефтегазовых доходов должна пойти на сокращение трат резервов, часть – на решения, которые были приняты, поддержку промышленности...» – пояснял он. Уточним, эти заявления делались в декабре 2016 года, когда объем Резервного фонда достигал 2 трлн руб.
Несмотря на это, в бюджете на ближайшую трехлетку прописывалось, что уже в 2017-м Резервный фонд будет исчерпан. Судьба резервов не изменится и после принятия предлагаемых поправок. Несмотря на подорожавшую нефть и на дополнительный триллион рублей, Резервный фонд все равно в этом году весь уйдет на покрытие дефицита.
В поправках предлагается снизить использование средств Резервного фонда лишь на 91 млрд руб. – до 1,061 трлн руб. Из Фонда национального благосостояния (ФНБ) предлагается использовать на 4,7 млрд руб. меньше – 663,5 млрд руб.
Другими словами, из финансовой подушки безопасности власти на латание дыр возьмут 1,7 трлн руб. вместо 1,8 трлн руб. По состоянию на 1 мая 2017 года в Резервном фонде находилось чуть больше 931 млрд руб., в ФНБ – почти 4,2 трлн руб.
Бюджетная политика российских властей не первый раз становится объектом критики экспертного сообщества. Например, эксперты из Института Гайдара и РАНХиГС сообщают, что российский бюджет «нельзя назвать бюджетом развития, так как происходило недофинансирование производительных расходов – на человеческий капитал и инфраструктуру (что является устойчивым трендом последних лет)».
Такой вывод содержится в презентации доклада «Бюджет как инструмент структурных преобразований в российской экономике», с которым в ходе Гайдаровских чтений выступил на прошлой неделе в Орле завлабораторией исследований бюджетной политики РАНХиГС Илья Соколов.
Судя по всему, под расходами на человеческий капитал понимается прежде всего финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения. А пенсионное обеспечение и выплата различных пособий, которые в бюджете проходят по статье «социальная политика», – это уже, видимо, непроизводительные расходы. Также к непроизводительным эксперты относят оборонные расходы.
«С 2000 по 2016 год наиболее существенно выросли социальные расходы. В 1,8 раза в долях ВВП, и более чем в 1,6 раза увеличилась их доля в структуре расходов (с 21,6% до 34,3% от общего объема расходов), – говорится в презентации. – Расходы на национальную оборону с 2000 по 2016 год выросли в 1,6 раза в долях ВВП, и в 1,5 раза увеличилась их доля в структуре расходов».
«В России довольно инертная структура расходов – например, в федеральном бюджете социальные и силовые расходы составляют 60% всех расходов», – уточняют эксперты Института Гайдара и РАНХиГС. Они сообщают, что «Россия среди стран Организации экономического сотрудничества и развития характеризуется невысоким уровнем госрасходов относительно масштабов национальной экономики». Однако у страны нет значительных резервов для наращивания трат, поэтому приоритет должен смещаться в сторону изменения самой структуры расходов, считают эксперты.
Правда, они предупреждают: «Увеличение производительных расходов за счет сокращения непроизводительных в полном объеме невозможно в силу традиционно высокого запроса российского общества на перераспределение доходов и предоставление общественных благ, а также вследствие изменившихся геополитических условий».
В итоге в докладе приводится список различных долгосрочных подходов к балансировке бюджета, предлагаемых и обсуждаемых экспертным сообществом. Первый подход – налоговый маневр в нефтегазовом секторе. Это прежде всего отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, эквивалентное повышение налога на добычу полезных ископаемых.
Второй подход – фискальная девальвация: повышение основной ставки налога на добавленную стоимость до 20–21% с 2027 года, распределение дополнительных поступлений в пользу регионов по душевому признаку, возможное снижение ставки налога на прибыль до 16–17%. Третий подход – отмена ряда налоговых льгот и улучшение качеств администрирования.
Правда, если говорить о фискальной девальвации, то скорее всего такая мера не поможет развитию человеческого капитала. Ведь, как ранее уже писала «НГ» (см. номер от 20.04.17), подобная новация приведет к существенным финансовым потерям населения.