Более крепкий алкоголь доступен в Сети уже сегодня, но нелегально
Российские чиновники уже не первый год трудятся над легализацией торговли алкоголем через Интернет. В августе 2016 года такая деятельность была формально запрещена. Но рынок легко обходит эти запреты. Интернет-продавцы алкоголя просят хоть как-то легализовать их деятельность. Для этого они еще в декабре разработали рабочую схему полного контроля онлайн-торговли спиртных напитков. Но в Минфине осторожничают. И поэтому предлагают начать интернет-торговлю со слабоалкогольных напитков, а крепкое пустить в Глобальную сеть только с июля 2018 года.
Минфин разработал проект закона, который предусматривает поэтапный запуск интернет-торговли алкоголем. Об этом во вторник заявил глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов в ходе заседания комитета Совета Федерации по вопросам бюджета и финансовым рынкам.
Предполагается, что первоначально через Интернет официально разрешат продавать пиво и вина с защищенными географическим указанием и местом происхождения. Если мониторинг покажет успешность реализации инициативы, то с 1 июля 2018 года будет разрешена онлайн-торговля всеми алкогольными напитками. Участники онлайн-рынка будут включены в специальную зону Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), а лицензировать такой вид деятельности будет Росалкогольрегулирование (РАР). «Любые иные сайты, которые будут вне зоны ЕГАИС, будут подлежать автоматической блокировке», – сказал Сазанов.
Идею легализации дистанционной торговли алкоголем предложило Минэкономразвития РФ, ее поддержали Минфин и Росалкогольрегулирование. Глава Минпромторга Денис Мантуров ранее заявлял, что надеется на легализацию дистанционной продажи алкоголя уже до конца 2017 года.
Против дистанционной продажи алкоголя выступал Роспотребнадзор, глава которого Анна Попова говорила, что это ухудшит ситуацию с алкоголизацией в стране. У Минздрава половинчатая позиция: он одобряет продажу через Интернет только слабоалкогольных напитков.
«Законопроект уже разработан, он концептуально на 95%, наверное, поддерживается», – сообщил Сазанов. – Мы создаем специальную зону ЕГАИС, имена сайтов из этой зоны может выдавать только РАР». По его словам, на один интернет-адрес будет выдаваться одна лицензия на интернет-торговлю алкоголем.
Времени на отработку нюансов нового закона было вполне достаточно. Еще в декабре 2016 года СМИ сообщали о консультациях, которые проводили представители ретейлеров и компании алкогольного рынка. Они предложили властям схему продажи спиртного онлайн, при которой склад интернет-магазина встает на учет в РАР и оборудуется модулем ЕГАИС. Доставку спиртного предлагалось осуществлять только штатными курьерами, на которых возлагается обязанность удостовериться, что клиенту более 18 лет. Кроме того, курьеров необходимо экипировать специальным оборудованием: в его оснастку должны входить терминал для обмена онлайн-данными с модулем ЕГАИС и мобильная касса, которая будет распечатывать QR-код, полученный из ЕГАИС. Оплата должна осуществляться только банковской картой.
На запрос «НГ» об огромном количестве сайтов в Интернете, которые и сейчас спокойно предлагают крепкие алкогольные напитки, причем некоторые из них представляют вполне солидные сети офлайн-магазинов и наверняка обладают лицензией на продажу алкоголя, пресс-служба Минфина пояснила, что на основании действующего законодательства все эти сайты нелегальны и все предложения алкоголя через Интернет должны блокироваться. «Это вопросы к правоохранительным органам и Роспотребнадзору», – сказали в пресс-службе финансового ведомства. В пресс-службе РАР на наш запрос заявили, что «вопросы госполитики в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции находятся в ведении Минфина».
«Интернет-торговля алкоголем была запрещена законом, принятым только в августе прошлого года, – пояснил руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. – До тех пор начиная с 2007 года в этом деле была полная вольница. Сегодня действительно торговля продолжается, она незаконна, но за нарушение закона наказание условное: доказать, что торговлю организовал магазин, практически невозможно, штрафуют «козлов отпущения» – курьеров, которым грозит максимальный штраф в 2,5 тыс. руб.».
«Да, вся онлайн-торговля алкоголем пока незаконна, но необходимо различать добросовестных поставщиков, которые продают через Интернет легальную продукцию, и откровенных мошенников, которые через этот ресурс сбывают опасные для здоровья дубликаты напитков, – говорит член Гильдии маркетологов России, эксперт по маркетингу крепкого алкоголя Руслан Брагин. – Мне сложно представить, как Минфин планирует запретить продажи. Даже добропорядочные продавцы вряд ли остановятся до 1 июля 2018 года, слишком велики были бы их убытки».
«Борьба с нелегальным алкоголем через закрытие сайтов вряд ли увенчается успехом, по крайней мере на первых этапах, – считает ведущий аналитик компании TeleTrade Александр Егоров. – Даже сейчас ничто не мешает нелегальному обороту алкоголя, несмотря на запретительное законодательство. Минфин решил взять под контроль уже существующее явление. Остается понять, как процедура поэтапного введения отразится на бизнесе законопослушных продавцов, которые сейчас торгуют крепким алкоголем».
«Россия – рынок № 1 в Европе по количеству пользователей Интернетом. Легализация Интернета как канала торговли с четкими, ясными правилами и жестким механизмом контроля не только предоставила бы законопослушным производителям возможность развиваться в дополнительном торговом канале, но и способствовала бы решению проблемы контрафактного алкоголя. Этот канал должен быть открыт для всех добросовестных участников рынка, – сказала «НГ» директор по корпоративным отношениям компании Diageo по России Елена Кузнецова. – Выгода от легализации дистанционных продаж очевидна. Для государства – это создание дополнительных рабочих мест, увеличение поступлений в бюджет, в том числе и за счет снижения нелегального оборота. Для потребителей – это защита от риска приобретения небезопасной продукции, а также возможность прямого контакта в случае претензий к продукции. Для законопослушных участников рынка всех алкогольных категорий (вино, пиво и крепкий алкоголь) – возможность развивать новый канал продаж и оптимизировать свои затраты. Мы считаем, что в законодательство должны быть внесены такие основополагающие изменения, как создание перечня сайтов, через которые будут осуществляться дистанционная продажа алкоголя и внесудебная блокировка сайтов-нарушителей».
«Мы живем в XXI веке, Интернет уже не остановить, поэтому нужно как можно скорее приступить к регулированию онлайн-продаж алкоголя, в том числе и крепкого. Сегодня никто не знает, сколько спиртсодержащей продукции продается через Интернет. Надо уберечь потребителей от действительно нелегальной (опасной для здоровья) продукции», – говорит Шапкин.