На совещании с членами правительства Владимир Путин обсудил импортозамещение в промышленности и сельском хозяйстве. Фото с сайта www.kremlin.ru
Вчера в Кремле проходило совещание президента с членами правительства на тему импортозамещения в гражданских секторах экономики. Докладчиком по этому вопросу должен был выступить глава Минпромэнерго Денис Мантуров. Но доклад его в открытую часть заседания не попал. Так что главным успехом импортозамещения был назван рост производства сельскохозяйственной продукции в стране.
«При общем росте потребления импорт свинины сократился примерно на треть, а импорт мяса птицы вдвое – все занято продукцией отечественного производителя», – сообщил в начале совещания президент Владимир Путин. Президент уже не раз отмечал успехи российских аграриев. На встрече с главой Минсельхоза Александром Ткачевым в январе этого года глава государства отметил рост показателей агропромышленного комплекса России по итогам 2016 года в размере более 4%. По словам Путина, «о результатах работы селян мы говорим в последнее время часто и с удовольствием».
«Есть повод их поздравить с результатами», – сказал президент. По данным Минсельхоза, озвученным в феврале 2017 года, Россия в рамках импортозамещения после введения продэмбарго произвела сельхозпродукции на 4 млрд долл.
На вчерашнем заседании Владимир Путин отметил успехи в импортозамещении и в других отраслях, в частности, в машиностроении, легкой промышленности. «За два года почти 100% внутреннего рынка занимает отечественная продукция транспортного машиностроения. Нефтегазовое машиностроение превысило половину нашего отечественного рынка отечественными продуктами», – сказал Владимир Путин.
При этом он заметил, что «импортозамещение само по себе не нужно, это не самоцель. Мы должны просто использовать сложившуюся конъюнктуру для поддержки тех компетенций, которые были утрачены и которые нам нужны. И для создания новых компетенций, особенно в высокотехнологичных секторах».
По словам президента, цели «импортозаместить все и вся» нет, и она никогда не ставилась. «Задача состоит не только в том, чтобы заместить импорт отечественными товарами, но и в том, чтобы увеличить экспортный потенциал российских предприятий», – сказал Владимир Путин.
«При реализации планов по импортозамещению необходимо сохранить «конкурентную, рыночную среду без необоснованных преференций и тепличных условий для отдельных участников рынка», добавил он. «Даже там и тогда мы отдаем предпочтение российскому производителю, всегда между российскими производителями должна сохраняться конкуренция», – сказал президент. «Крайне важно учитывать интересы потребителей. Отечественная продукция должна быть конкурентоспособна, как по цене, так и по качеству, соответствовать мировым требованиям и стандартам».
Он также подчеркнул необходимость понимания того, что государственная поддержка проектов импортозамещения небезгранична. «Наша основная задача – стимулировать запуск новых проектов, подставить им плечо, помочь развернуться на начальном этапе их реализации. В дальнейшем успех будет зависеть от ответственности и грамотного управленческого подхода руководителей предприятий или компаний», – сказал Владимир Путин.
Вчера же прозвучали и критические замечания о ходе замещения импорта. «Российский бизнес до сих пор настроен в основном на заимствование готовых иностранных технологий, вместо того чтобы разрабатывать собственные». Об этом на проходящем в Москве международном форуме «Интеллектуальная собственность – ХХI век» заявил президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.
А ведущий научный сотрудник Института промышленной политики и институционального развития, Финансового университета при правительстве РФ Анатолий Соловьев отмечает неоднозначность понимания сути процесса импортозамещения, многовариантность подходов к решению текущих задач и отсутствие методики оценки достигнутых результатов и их эффективности. Он считает, что для выявления фактического состояния дел должны быть организованы специализированный мониторинг, контроль выполнения решений и достижения поставленных целей по импортозамещению.
В правительстве создавалась специальная комиссия по импортозамещению, которая, вероятно, и была призвана выполнять эти функции, но действует ли она сейчас – не понятно, по крайней мере последнее сообщение от ее имени на сайте правительства датировано 26 июля 2016 года.
Соловьев отмечает, что в настоящее время действует большое количество стратегий, концепций, постановлений, распоряжений и государственных программ, которые так или иначе используют термин «импортозамещение», а это затрудняет формулирование целей, задач и предполагаемых результатов, приводит к распылению и неэффективному расходованию бюджетных средств.
Сайт промразвития отмечает, что основными секторами экономики, получившими возможность государственной поддержки в рамках программы импортозамещения, являются сельское хозяйство, промышленность, связь и телекоммуникации. При этом принять участие в данной программе могут проекты с общей стоимостью от 1 до 20 млрд руб., минимальная сумма участия составляет 20% от стоимости инвестиционного проекта.
Государство выбрало 10 банков, через которые предоставляются кредиты с процентной ставкой 9%, из которых фиксированная 2,5%, нефиксированная 6,5%. В программе импортозамещения активное участие принимают крупнейшие предприятия страны, а именно «Газпром», Росатом, Роскосмос и другие.
Правительство разработало 20 отдельных программ по импортозамещению, которые включают более двух тысяч направлений производства.
«Цели «заместить» все не было изначально, – сказал «НГ» управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. – Необходимо было приспособиться к санкциям, что и было сделано. Конечно, нельзя сказать, что все удалось – так, снизилось предложение на рынке мясной и рыбной продукции, а также фруктов и овощей. При этом качество продукции стало хуже. Однако в сфере промышленности проблемы, вызванные санкциями, сыграли и положительную роль: вернулись к работе простаивавшие заводы, компании активно меняют технологии (так как выбора нет – имеющееся оборудование просто не позволяет конкурировать с иностранными производителями). Особенно это касается сферы машиностроения и обработки металлов».
«Первоначальные успехи импортозамещения были связаны не столько с санкциями и контрсанкциями, сколько со скачком курса рубля, – считает депутат Госдумы Михаил Щапов.– Слабый рубль позволил многим экспортерам нарастить выпуск продукции просто за счет более выгодного курса к евро и доллару. Но внутренний рынок при этом как стагнировал, так и продолжает стагнировать. Как пример, лесозаготовка и лесопереработка. Производства с экспортным потенциалом, конечно, подросли: целлюлозы и картона – на 7%, бумаги – почти на 3%. А вот ориентированная на внутренний рынок продукция в 2016 году никакого роста не показала. По мебели провал больше 20%, по древесно-стружечным плитам – больше 6% и т.д.».
«По сельскому хозяйству результаты в импортозамещении наиболее заметны – по зерну, по овощам – и мы видим это не только на примере роста экспорта в Китай, но и все чаще на прилавках магазинов. В области потребительских товаров требуется намного больше времени, чтобы ситуацию изменить кардинально: здесь недостаточно эффекта дешевого рубля, и так быстро производство ширпотреба не освоить, а нужно ведь еще и желание инвестировать, рискнуть, не так, может быть, просто здесь производителям занять нишу, в том числе на полках сетевых магазинов. Или, например, практически невозможно конкурировать с дешевыми турецкими джинсами, с доставкой китайской одежды от Alibaba, – сказал «НГ» шеф-аналитик компании TeleTrade Петр Пушкарев.
Основная сложность – нам необходимо не что-то организовать в замкнутом пространстве, ведь не ставится цель существовать внутри «консервной банки», смысл импортозамещения – одновременно и в покупке нужных технологий, в задействовании наших предприятий в международных цепочках разделения труда. Успехи есть в тех областях, где идет соинвестирование, в первую очередь с Китаем, есть контракты и с японцами – например, у нас производятся комплектующие, а автомобили будут реализованы и на нашем рынке, и за границей.
«Есть примеры переноса металлоперерабатывающих комплексов из Китая на нашу территорию, и это будет опять же наша уже продукция, за производство которой заработную плату будут получать российские рабочие, доход предприятия будет в той или иной пропорции делиться между китайскими и нашими инвесторами», – говорит Пушкарев. Есть области в несырьевом экспорте, где за последние годы достигнут настоящий прорыв – это производство искусственных суставов, химических волокон, но эти группы товаров больше востребованы за рубежом, нежели у нас на внутреннем рынке, отмечает эксперт.