Работникам в РФ могут позавидовать разве что жители Белоруссии и Украины. Фото Reuters
Подавляющее большинство россиян (85%) считают себя счастливыми, и этот показатель выше, чем в других странах, объявил не чуждый властям Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Оптимизм россиян связан с нематериальными ценностями. Действительно, если бы самоощущение россиян зависело от материальных факторов, то счастливых было бы меньше. Ведь затяжной кризис привел к многолетнему падению доходов. Да и сравнение с другими странами все больше огорчает. В России самая низкая по европейским меркам почасовая оплата труда. Причем она на 30–40% ниже, чем в самых бедных странах Евросоюза (ЕС) – Болгарии и Румынии.
Уровень счастья в России, основанный на субъективных оценках граждан, достиг 85%. Именно такую долю составляют в стране люди, которые считают себя в разной степени счастливыми. Как сообщил в среду ВЦИОМ, это максимальный показатель за все годы измерений. В его опросах приняли участие 1800 граждан старше 18 лет. В разной степени несчастными себя считают 13% опрошенных. Остальные затруднились с ответом.
В основном россияне счастливы из-за нематериальных ценностей и достижений. Так, 32% опрошенных объяснили свой позитивный настрой тем, что у них есть семья. Около 21% счастливы, потому что в их семье все здоровы, 19% сослались на то, что у них есть дети. А такие причины, как хорошая работа, о которой сказали 14% респондентов, и хорошее материальное состояние (9%), в тройку популярных ответов не попали. Однако те единицы, которые называют себя несчастными, в качестве главных причин упоминают материальные трудности (9%), низкую зарплату, плохое здоровье, плохое положение дел в стране (на каждый из этих вариантов указали по 6% опрошенных), безработицу – 4%.
Специалисты ВЦИОМа обращают внимание, что, по их оценкам, россияне оказались счастливее жителей других стран. В частности, свои данные ВЦИОМ противопоставил расчетам Gallup International/WIN. В материалах Gallup утверждалось, что доля счастливцев во всем мире достигает 68%, а в России – лишь 56%.
«В условиях, когда давление неблагоприятных обстоятельств оказывается затяжным, общественное сознание готово жадно впитывать любые позитивные новости. В последние месяцы их было немало: наметившийся рост промышленного производства и ВВП, укрепление рубля, стремительный спад напряженности вокруг Сирии и Северной Кореи и т.п. Все эти факторы стимулируют эмоциональный подъем», – уверяет эксперт ВЦИОМа Олег Чернозуб. Он добавляет: «Вместе с тем, не стоит забывать, что основными «генераторами» счастья продолжают оставаться факторы личной жизни. Это говорит о том, что люди продолжают уходить во «внутренний мир» семьи, в меру сил отвлекаясь от проблем «внешнего мира», которые продолжают восприниматься ими как весьма болезненные».
Но судя по официальной статистике РФ и других стран, материальное положение россиян трудно назвать внушающим оптимизм. Как показали расчеты «НГ», в прошлом году один час работы в России оценивался в среднем по текущему курсу в 3,3 долл. Это в разы меньше, чем в США и в любой стране ЕС, включая даже самые бедные государства. Например, в 2016-м один час работы жителя Болгарии стоил в среднем по текущему курсу около 5 долл., в Румынии – около 6 долл. И для Евросоюза это был самый скромный показатель.
Разрыв сохраняется и после пересчета зарплат не по номинальному обменному курсу, а по паритету покупательной способности (ППС). Такой пересчет позволяет привести зарплаты разных стран к общему знаменателю. ППС, в частности, учитывает, что на рубли в России можно купить больше товаров, чем в США на эквивалентное по обменному курсу количество долларов. Так, размер российского ВВП, выраженного в долларах по текущему курсу, примерно в три раза меньше ВВП, пересчитанного по паритету покупательной способности.
Для сопоставлений были взяты данные официальной статистики по начисленной заработной плате, включающей налоговые издержки работодателя. В 2016 году среднемесячная начисленная зарплата в РФ составила 36,7 тыс. руб. Начисленная зарплата больше, чем фактически выплаченная, которую работник получает на руки. Для тех стран, в которых не принята почасовая оплата труда, бралась месячная начисленная зарплата и делилась по количеству рабочих дней и часов в году.
С одной стороны, такие сопоставления сложно назвать исключительно точными. В России статистика фиксирует среднюю зарплату по всей экономике. А в других странах из расчетов могут исключать чиновников и аграриев. Но с другой стороны, с этими оговорками общее сравнение зарплат возможно, оно дает представление о масштабах различий.
Один час работы в России в прошлом году в среднем стоил 10 условных («интернациональных») долларов. А в Болгарии за один час работник получал в среднем 13 условных долларов. В Румынии еще больше – 14 долл. Из трех десятков проанализированных стран ниже России оказались Белоруссия, где один час работы стоил почти 8 долл., и Украина (5 условных долларов).
Лидер по оплате труда – Норвегия, где за один час работы начисляется 53 интернациональных долларов. На втором месте – Бельгия (46 долл.), на третьем – Франция (42), на четвертом – Германия (40,5), на пятом – Дания (40).
Еще раз уточним, что это данные по паритету покупательной способности. Если не пересчитывать ППС, а брать зарплаты по обменному курсу за 2016 год, тогда пятерка лидеров выглядит иначе. Вслед за Норвегией идут Дания, Бельгия, Швеция, Люксембург. Между тем, некоторые страны Евросоюза приводят другие расчеты, выявляющие иных лидеров по оплате труда. Так, ранее Deutsche Welle (DW), ссылаясь на немецкое Федеральное статистическое ведомство, сообщила, что один час работы в перерабатывающей промышленности Германии в 2016 году обходился в 38,7 евро – и это «на 47% выше средних показателей по Евросоюзу». Опережают Германию по стоимости труда только Дания, Бельгия и Швеция, сообщает DW. Также DW поясняет, что cтоимость труда формируется исходя из зарплаты сотрудников и социальных взносов, при этом «на каждые 100 евро заработка сотрудника работодатель в Германии дополнительно должен отчислять 28 евро в кассы социального страхования».
|