Кратчайший путь российского газа в Европу пролегает по дну Балтийского моря. Кадр из видео с сайта www.gazprom.ru |
К 2020 году «Газпром» планирует запустить новый экспортный газопровод в Европу. Одновременно формально заканчивается транзитный договор с Украиной. Однако европейцы требуют от РФ не обнулять украинский транзит. Вчера «Газпром» назвал долю газа, которую он может сохранить для украинского транзита. Она в почти в пять раз меньше нынешних объемов. Новые российско-украинские отношения могут быстро зайти в тупик или перейти на поле абсурда.
После 2019 года «Газпром» может продолжить транзит газа через Украину, но в гораздо меньших объемах, заявил в интервью Reuters глава компании Алексей Миллер. «Мы готовы к переговорам. Однако мы можем говорить о гораздо меньших объемах, возможно, около 15 млрд куб. м в год для стран, которые граничат с Украиной», – сказал Миллер.
По Украине пролегает так называемая газотранспортная система (ГТС). Ее проектная мощность – около 120 млрд куб. м в год. В 2016 году транзит составил 82,2 млрд куб. м. Весь этот газ был направлен в Европу, так как Украина уже несколько лет российский газ из принципа не покупает.
Трубопровод через Украину – не единственный, через который «Газпром» поставляет газ в Европу: есть еще маршрут с Ямала через Белоруссию и Польшу, а также по новому газопроводу «Северный поток-1», который идет по дну Балтийского моря от Выборга в небольшой немецкий городок Грайфсвальд.
В 2016 году «Газпром» поставил в Европу рекордные 179 млрд куб. м газа после обвала цен на нефть, к которым привязана цена газа, чему также способствовала холодная погода в ЕС. Увеличению экспорта способствует и решение Европейской комиссии (ЕК) о расширении доступа «Газпрома» к трубопроводу OPAL, мощность которого российская компания сможет использовать на 80–90%. OPAL позволяет осуществлять поставки российского газа от Грайфсвальда – конечного пункта «Северного потока» на балтийском побережье Германии – до чешской границы.
Доля «Газпрома» на рынке газа Европы выросла за последние два десятка лет до трети, и компания считает, что сможет увеличить присутствие в ЕС, несмотря на опасения Брюсселя по поводу возрастающей энергетической зависимости от Москвы.
Потребители просят дополнительные объемы газа в этом году, и «Газпром» считает, что за 15 ближайших лет сможет резко увеличить поставки, поскольку Европе потребуется дополнительно 100 млрд куб. м газа, а собственное производство там падает.
Чтобы увеличить поставки, «Газпром» планирует построить два новых морских газопровода. «Северный поток-2» (СП-2) пройдет параллельно своему тезке, только начало возьмет в Усть-Луге. Второй, «Турецкий поток», проляжет по дну Черного моря. Оба проекта должны начать работу как раз в 2019 году, когда заканчивается договор с Украиной на транзит. Мощности двух новых трубопроводов с лихвой перекрывают украинскую трубу.
По словам Миллера, СП-2 ровно на 2 тыс. км короче украинского маршрута, и прокачка топлива по нему будет дешевле на 20%.
Однако уже сейчас можно представить, в какой атмосфере будут проходить переговоры с украинскими партнерами о заключении нового договора. За последние два года мы уже изучили стиль «работы» соседей. Во-первых, любое решение министров могут «откорректировать» крепкие ребята из добровольческих батальонов. Именно такие активисты блокируют банковские офисы, взрывают ЛЭПы, перекрывают водоканалы, срывают участие РФ в Евровидении.
Как бы для затравки тех переговоров еще в сентябре 2016 года в украинском «Нафтогазе» сообщили, что с 2020 года транзит газа через Украину будет… вчетверо дешевле. Предвидя весь возможный паноптикум будущих российско-украинских переговоров, вице-президент Еврокомиссии (ЕК) по энергосоюзу Марош Шефчович сообщил, что ЕК выступает за сохранение маршрута транзита через Украину, и отметил, что Еврокомиссия готова проводить трехсторонние встречи по этому вопросу с Россией и Украиной.
Опрошенные «НГ» эксперты не взялись точно определить, какие сюрпризы возможны на пути подготовки будущего транзитного соглашения. «Этот контракт в любом случае будет заключаться по остаточному принципу, – сказал «НГ» ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Владимир Блинков. – «Потоки» надолго покроют нужду «Газпрома» в транспортировке газа в Европу. Их успешная реализация позволит «Газпрому» более уверенно обозначать свои условия – и даже не украинцам, а европейцам. Украинцы же будут действовать, как всегда, вопреки здравому смыслу – например, будут предлагать очень высокие тарифы, стараясь компенсировать выпадающую выручку из-за падения объема транзита».
«Может получиться так, что после 2020 года никакого контракта на транзит через Украину не будет, так как не будет самой ГТС, – сообщил ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. – Проводившиеся неоднократно комиссии по техническому состоянию системы (в том числе и европейские) свидетельствуют о том, что степень износа такова, что в 2020 она может просто прекратить существование. На проведение регламентных работ по поддержанию системы в рабочем состоянии необходимо было тратить по 200 млн долл. в год, а тратили по 20 млн. А в 2016-м, похоже, вообще нисколько, информации нет. Работающие на ГТС люди сообщают, что они сейчас находятся на «героической вахте», система держится на энтузиазме сотрудников. Идет полный разрыв хозяйственных связей, а по сути – распад государства. Чтобы предсказать будущее ГТС, надо знать будущее самой страны. Потеря транзита нашего газа означает потерю 2–2,5 млрд евро ежегодно. Но ведь именно этими деньгами Украина расплачивалась по международным кредитам. Даже если каким-то чудом им удастся реанимировать ГТС, 15 газпромовских млрд куб. м будут означать не более 400 млн евро выручки, в пять-шесть раз меньше привычного для них объема».