Некоторые эксперты считают, что в тарифы для населения нельзя включать затраты компаний на создание энергоинфраструктуры. Фото Reuters
Для оживления экономики нужно на 2 года заморозить тарифы, советуют предприниматели, которые видят в монопольных ценах 25%-й «жирок». У правительства Дмитрия Медведева другой ориентир: тарифы в ближайшие три года индексируются по инфляции. А у энергетиков свои аппетиты: они требуют повышать цены на электричество выше инфляции. Обоснование этого запроса представило вчера Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА).
Минэкономразвития (МЭР) предлагает индексировать тарифы естественных монополий на 2018–2020 годы в рамках прогноза на 2017–2019 годы, сообщил журналистам замглавы ведомства Николай Подгузов.
«Тарифы на 2017 год установлены. Сделано предложение в рамках прогноза на 2017–2019 годы на три года. Сейчас начинается процесс предоставления прогноза на 2018–2020 годы. Мы там тоже сделали свои тарифные предложения – в ряде случаев на уровне инфляции, в ряде случаев чуть ниже инфляции», – заявил Подгузов.
Его коллега, директор департамента госрегулирования тарифов Минэкономразвития Ярослав Мандрон уточнил, что планы индексации тарифов на услуги естественных монополий пока сохраняются на ранее утвержденных уровнях. По его словам, в сценарные условия прогноза социально-экономического развития на 2018–2020 годы заложен уровень индексации тарифов, который предлагался еще в прошлом году, и Минэкономразвития будет настаивать на сохранении этих цифр. Индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей (то есть и для промышленности, и для населения) планируется в 2017 году на уровне 3,9%, в 2018 году – 3,4%, в 2019 году – 3,1%, в 2020-м – на 3% в год. Индексация тарифов на грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки в период 2018–2020 годов (они индексируются с 1 января) запланирована на уровне 4%.
Радостная новость для населения – об оплате теплоснабжения и водоснабжения: если раньше тарифы на каждый из них планировалось повышать на 4% в год, то теперь предлагается с 2017 по 2020 год совокупный рост удержать в рамках 4% в год.
Не такие радужные перспективы с ростом тарифов на электроэнергию. Минэкономразвития предлагает разрубить гордиев узел так называемого перекрестного субсидирования.
«Долгое время тарифы для промышленности делались более высокими, для населения – более низкими. Промышленность платила больше. Сейчас размер перекрестного субсидирования составляет порядка 250 млрд руб.», – сообщил ТАСС Николай Подгузов. Он уточнил, что на 2018–2020 годы МЭР предлагает тарифы в электроэнергетике для промышленности на уровне 3%, для населения – 5%. «Мы этими маленькими ступеньками пытаемся тариф делать выше», – сказал Подгузов. При этом совокупный коммунальный платеж для населения не превысит 4%, отметил замминистра.
В МЭР напомнили, что «основные принципы определения тарифов естественных монополий в прогнозе – это ориентация на долгосрочное регулирование и ограничение роста тарифов уровнем инфляции. «Главный целевой индикатор для нас в прогнозе и в нашей политике тарифообразования – это предельный уровень совокупного платежа населения, рост которого не должен превысить 4%. Над отдельными тарифами в ближайшие месяцы продолжим работу», – пообещали в ведомстве Максима Орешкина.
Удержать цены на электроэнергию в РФ в пределах инфляции в 2017–2020 годах вряд ли удастся, считают специалисты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). По их мнению, для промышленных потребителей стоимость электроэнергии будет расти темпами в 6,4% ежегодно. Цены будут опережать инфляцию даже при ужесточении тарифного регулирования, следует из прогноза.
«Заявление МЭР относится к динамике сетевых тарифов, а не цен на электроэнергию в целом, – пояснила «НГ» руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. – Цены на электроэнергию для промышленности складываются из сетевых тарифов, регулируемых тарифами, и свободных рыночных цен в генерации. Наш прогноз исходит из того, что сетевые тарифы действительно будут удерживаться в рамках инфляции, но итоговые цены на электроэнергию для промышленности все равно обгонят инфляцию из-за вклада специальных тарифов для новых станций (повышенные тарифы для новых станций обеспечивают их окупаемость).
Цены для населения полностью регулируются тарифами (специальные тарифы для новых станций не включаются в цены для населения), но мы ожидаем, что цены для населения также будут опережать инфляцию, так как будет проводиться политика по ликвидации перекрестного субсидирования (цены на электроэнергию в России до сих пор субсидируются промышленными потребителями). Кстати, после девальвации рубля цены на электроэнергию в России вновь стали одними из самых низких в мире», – сообщила Порохова.
В пресс-службе Минэнерго «НГ» пояснили, что стратегией развития электросетевого комплекса объем перекрестного субсидирования в 2012 году оценивался на уровне 220 млрд руб., при этом ставилась задача по его снижению к 2022 году до оптимального уровня, равного величине субсидирования наименее обеспеченных домохозяйств (около 45–50 млрд руб. в ценах 2012 года для примерно 30% домохозяйств.
«В то время как АКРА прогнозирует рост сбыта электроэнергии на 0,1% в год, системный оператор ЕЭС рапортует, что потребление электроэнергии в РФ только в первом квартале выросло уже на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. И это при том, что население сокращает свои расходы, а правительство отметило серьезное увеличение стоимости электроэнергии за первый квартал этого года. Все это свидетельствует о том, что ситуация не отличается прозрачностью и проанализировать ее очень непросто, – сказал «НГ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
В среднесрочной программе социально-экономического развития России до 2025 года, подготовленной в близком бизнес-омбудсмену Борису Титову Институте экономики роста, предлагается изменить парадигму: ресурсные монополии не должны быть центрами прибыли, а поставщиками услуг для населения и сектора переработки. Тут предлагают, в частности, провести оценку эффективности существующей практики ценообразования и готовы предложить план по изменению (включая снижение) тарифов, начиная с 2019 года. В качестве первого шага Борис Титов предлагает заморозить тарифы на два года.
«Причины роста цен на электроэнергию не понимает подчас и само правительство, – говорит Андриевский. – Цены растут неравномерно по регионам, высокая цена часто связана с отсутствием возможности получить относительно дешевую электроэнергию от ГЭС и АЭС, а также с высокой долей «вынужденной генерации», которая необходима для стабильной работы энергосистем. Страна большая, регионы имеют различные электростанции и схемы подключения к электрическим сетям, согласовать всю систему, оптимизировать и отладить ее – это та задача, которая до сих пор не решена. По некоторым расчетам, мы теряем до 40% электроэнергии. Не говоря уже о том, что введенные мощности могут оказываться невостребованными из-за низкого роста энергопотребления, связанного с падением реальных доходов населения».
«Снижение темпов роста экономики и низкая покупательская способность сказываются на объеме доходов энергетиков. Поэтому государство ищет варианты компенсировать низкую наполняемость бюджета либо через введение новых налогов, либо через тарифы естественных монополий, – сказал «НГ» доцент Российского экономического университета имени Г. Плеханова Александр Тимофеев. – Сразу поднимать на 5% для бедных и малоимущих – это много. Скорее всего индексация будет не более 3%».
С таким оптимизмом не согласен замгендиректора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев: «Возможности государства по сдерживанию тарифов и цен на электроэнергию в ближайшие годы будут достаточно ограниченными, не в последнюю очередь благодаря продолжению порочной практики действия ДПМ (договоры на предоставление мощности). К старым договорам добавляются новые – АЭС, возобновляемые источники энергии, электростанции при мусоросжигательных заводах».
Уже упоминавшаяся программа Института экономического роста также призывает отказаться от включения в тариф инвестиционной составляющей. Инвестиции должны финансироваться по проектному принципу за счет коммерческого или государственного финансирования, – считают предприниматели.