Индексация пенсий работающих пожилых граждан пока под вопросом. Фото Reuters
Критиковать в сложившихся условиях правительство – бесполезная и даже вредная затея. Так можно было понять позицию Дмитрия Медведева, который в среду выступил в Госдуме с отчетом о работе кабмина. Критиков он причислил чуть ли не к политическим манипуляторам. Как пояснил премьер, России приходится выживать в крайне жестких условиях, и если кому-то не нравится работа правительства, то пусть он предложит универсальный рецепт или найдет дополнительные деньги. Еще жестче была реакция на претензии в адрес самого премьера: коммунистам, которые заинтересовались материалами Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, предложили задуматься о последствиях.
Дмитрий Медведев выступил в Госдуме с отчетом о работе правительства за 2016 год. И самое главное, что мы узнали из него об экономике страны, – вопреки дешевой нефти и санкциям кризис начинает ослабевать. «Уже в четвертом квартале прошлого года экономика показала пусть и небольшой, но все-таки прирост – 0,3%. По итогам 2016 года у нас было существеннейшее замедление снижения ВВП по сравнению с падением почти на 3% в 2015 году», – сказал Медведев.
Премьер особо отметил, что это произошло не из-за каких-либо внешних улучшений. «Внешняя конъюнктура как была, так и остается для нашей страны очень тяжелой», – обратил он внимание. По словам Медведева, ослабление кризиса произошло благодаря совместной работе правительства и депутатов. Говоря о позитивных итогах, премьер не раз подчеркивал, что это именно совместный результат. Время от времени ему аплодировали.
Также в списке достижений оказалась диверсификация доходов бюджета. «Еще недавно наш бюджет с учетом трат Резервного фонда более чем на две трети зависел от продажи нефти и газа. Сейчас ситуация изменилась: доходы бюджета от других отраслей составляют более половины», – сообщил премьер. Он, правда, не уточнил, чей конкретно это успех: Минфина, Центробанка или депутатов? Заострять внимание на том, что структура бюджетных доходов изменилась в стране в основном из-за внешней конъюнктуры, подешевевшей нефти, Медведев в данном случае не стал.
Премьер напомнил также недавние предостережения чиновников, что Резервный фонд теоретически может закончиться уже в 2017 году. «Этого не произойдет, – заявил он вчера. – Мы заработали больше, чем планировали, в том числе за счет мобилизации доходов. Резервов здесь еще достаточно».
Болезненная тема – доходы населения. «Экономическая ситуация последних лет, конечно, сказалась на них негативно. Зарплаты в стране невысокие. И мы предпринимаем усилия, чтобы ситуацию выправить, ищем дополнительные ресурсы, чтобы помочь тем, кто зарабатывает мало», – сказал Медведев. Один из примеров – постепенное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 7,5 тыс. руб. в месяц в прошлом году, затем до 7,8 тыс. руб. с 1 июля этого года. В ближайшие несколько лет МРОТ будет повышен до уровня прожиточного минимума работающего, пообещал премьер.
На некоторые претензии депутатов Медведев пытался среагировать заранее. Например, он сообщил, что знает о вопросах коммунистов по поводу дальнейшей индексации пенсий работающих пенсионеров. В основном выступлении премьер заявил, что нужно обсудить социальные и экономические последствия индексации пенсий работающих стариков. Затем, отвечая на вопросы депутатов, премьер добавил, что «нужно еще проверить, какое количество средств потребуется для включения в компенсацию работающих пенсионеров, поскольку при принятии решений мы ориентируемся прежде всего на индексацию выплат тем, кто не может трудиться».
Ранее в СМИ появлялись предположения о скандале, который может случиться во время выступления премьера, о громком демарше коммунистов, потребовавших ранее провести парламентское расследование по материалам Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, посвященным Дмитрию Медведеву. Однако кворум был соблюден, на отчете премьера отсутствовали лишь 20 депутатов, массового исхода не случилось. И хоть во время сессии вопросов и ответов представители партий позволяли себе критику в адрес правительства, она не выходила за допустимые рамки. Скандальная тема была затронута лишь вскользь. Но премьер все равно отреагировал жестко.
В частности, депутат от КПРФ Николай Коломейцев, начав свой вопрос с критики в адрес Центробанка и Минфина, закончил его так: «Что мешает вам отказаться от услуг уволенного Кудрина (экс-министр финансов. – «НГ») и Набиуллиной (глава Центробанка. – «НГ») и защититься от нападок Навального?»
Дмитрий Медведев не согласился с претензиями в адрес указанных ведомств и сообщил, что он «не будет специальным образом комментировать абсолютно лживые продукты политических проходимцев». Премьер также сказал, что и уважаемая им фракция КПРФ тоже «должна от этого воздерживаться». Не промолчал по поводу этой ситуации и председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, «один раз страна уже от этого пострадала, в первую очередь – КПСС». «Поэтому выводы надо делать», – многозначительно добавил он.
Выступая после Медведева, глава КПРФ Геннадий Зюганов сказал, что «правительство работает очень слабенько»: «Если у вас дальше будет сидеть Кудрин и ему подобные, просто обвалимся». Глава ЛДПР Владимир Жириновский раскритиковал коммунистов за рекламу Навальному. Глава «Справедливой России» Сергей Миронов назвал работу правительства неудовлетворительной и противоречащей социальному характеру государства. Руководитель фракции «Единой России» Владимир Васильев сказал, что «правительство в непростых условиях сработало достаточно эффективно, обеспечив выполнение обязательств государства перед людьми и заложив основу для развития нашей страны».
В самом конце в заключительном слове Медведев перешел на повышенные тона. «Давайте все опустимся на землю. В каких условиях мы живем? Финансы закрыты, блокада, нефть упала в два раза. Вы это все забыли? Давайте так: дайте универсальный рецепт, если порулить готовы, что делать дальше. Деньги дополнительные найдите», – потребовал премьер. Те предложения, которые есть, правительство, по его словам, изучит. «А просто так эти разговоры никакой ценности не имеют в условиях крайне трудной внешней и внутренней конъюнктуры», – сказал Медведев. Подводя итоги, он всех призвал к ответственности: «Давайте будем ответственными, давайте вместе помогать стране, а не реализовывать политические амбиции, давайте действовать в интересах граждан».
Тем самым правительство продемонстрировало, что оно не готово воспринимать критику, что любое негативное замечание оно считает чуть ли не посягательством на всю систему госуправления в стране. Аргументация властей в итоге свелась к тому, что претензии в их адрес сейчас высказывают только сомнительные личности, имеющие какие-то политические амбиции. Конечно, критика не должна быть огульной, нужен конструктивный разговор. Но при той позиции, которую занял вчера премьер, какие-либо дискуссии вести проблематично. Ведь получается, что есть только одна правильная точка зрения – самого правительства.
Опрошенные «НГ» эксперты попытались найти поводы для оптимизма в отчете Медведева. Руководитель отраслевого отделения «Деловой России» Сергей Варламов назвал позитивным моментом слова Медведева, что правительство не планирует повышать налоги в этом году. Хотя, как замечает член совета московского отделения «Опоры России» Юрий Савелов, «любая поддержка малого и среднего бизнеса всегда положительно сказывается на его развитии, главное – чтобы меры не только обсуждались, но и были приняты».
В свою очередь, директор Института актуальной экономики Никита Исаев отметил, что, с одной стороны, премьер говорил о необходимости снижения налогов для компаний, развивающих производство, о возможном запрете импорта высокотехнологичной продукции ради поддержки отечественного производителя, о доведении МРОТ до прожиточного минимума. Но, с другой стороны, как замечает Исаев, власти уже не раз обещали снизить налоговую нагрузку, но на практике это оборачивалось противоположными мерами, возможный запрет импорта высокотехнологичной продукции может лишь усугубить проблемы российской промышленности, и вовсе не исключено, что МРОТ могут довести до прожиточного минимума за счет снижения самого минимума.