В июле прошлого года депутат-единоросс Александр Меткин внес в Госдуму проект поправок к закону «Об акционерных обществах», освобождающих госкомпании от обязанности делать обязательную оферту миноритарным акционерам «при передаче акций между юридическими лицами, находящимися под контролем Российской Федерации… в результате исполнения актов президента или актов правительства».
Напомним, что по действующему закону лицо, которое вместе с аффилированными лицами приобрело более 30% голосующих акций, обязано направить остальным акционерам публичную оферту — предложение о выкупе у них ценных бумаг. Тот же порядок действия предполагается в случаях приобретения 55- и 75-процентных пакетов акций. Мера была введена в 2006 году, чтобы не допустить ущемления прав миноритариев при значительном изменении состава акционеров, и – при всей ее слабости – сыграла позитивную роль в продвижении нашей страны вверх в рейтинге Doing Business, а также в сопряженном с ним Рейтинге стран по индикатору степени защиты миноритарных инвесторов.
На первый взгляд проект поправок к закону касался всей российской экономики, пронизанной госучастием. Однако в октябре 2016 года председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков в интервью РБК ТВ без обиняков заявил: «Законопроект — я, может, открою секрет — связан с продажей «Роснефтегазом» пакета акций облгазов «Газпрому», и поскольку пакет переходил из одной государственной компании в другую государственную компанию, то и не делалась оферта миноритариям. Возникает вопрос оштрафования одной из организаций, которая провела вот такое действо не совсем по закону. Поэтому речь идет о том, чтобы задним числом, скажем так, обратить влияние этого закона на соответствующее действие».
Сложно сказать, с какими целями г-н Аксаков произнес это спич, тем более что интервью было посвящено продаже Башнефти и никак не Газпрому. Однако именно оно сыграло на руку юристам из компании «Мириад Рус», которые с 2013 года представляют акционеров нижегородского и воронежского облгазов, подконтрольных Газпрому через АО «Газпром газораспределение». Буквально за месяц они разослали 23 обращения в высшие государственные органы, в том числе и Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву, Эльвире Набиуллиной, а также каждому из 450 депутатам Госдумы. В результате закон получил негативные отзывы от Правительства, ЦБ и нескольких думских комитетов. Еще 112 депутатов письменно ответили на обращения, преимущественно в благожелательном к миноритариям тоне. Провести поправки «по-тихому» не удалось, и 12 апреля депутаты окончательно проголосовали против (Постановление 1348-7 ГД).
Интересна и еще одна деталь – инициатор закона, депутат от «Единой России» и тесть председателя совета директоров компании ОТЭКО Александр Меткин покинул нижнюю палату парламента. Справедливоросс Анатолий Аксаков по-прежнему возглавляет комитет по финансовым рынкам.
Сделает ли Газпром оферту, к чему его пытаются принудить выигравшие все возможные суды Центробанк и миноритарии, сказать трудно. На прошлогоднем Годовом собрании акционеров Председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков заявил буквально следующее: «Многие миноритарные акционеры решили, что «Газпром» должен в обязательном порядке выкупить их акции. Мы понимаем мотивы этого желания, однако считаем, что законодательство дает нам право этого не делать. Поэтому акции мы не выкупаем и выкупать не будем».