СПГ-завод проекта «Сахалин-2». Фото пресс-службы ПАО "Газпром"
В ИМЭМО сегодня состоялся очередной семинар в рамках «Нефтегазового диалога». Основная тема семинара - Развитие глобального рынка Сжиженного газа (СПГ). Разумеется для российского производителя газа как сетевого, который передается по трубопроводам, так и СПГ важно определиться с будущими направлениями таких поставок. Основной докладчик –Джеймс Хендерсон, директор Natural Gas Research Programme, считающийся одним из ведущих на Западе исследователей российской газовой и нефтяной промышленности. На сегоднешний день между экспертами существуют споры относительно будущего СПГ в снабжении Европы. Так, руководитель крупнейшей в Германии нефтегазовой компании «Wintershall» в недавнем интервью газете «Ведомости» утверждал, что трубопроводный газ останется основой газоснабжения Европы долгое время. Однако по утверждению британского ученого именно потребление СПГ в мире будет расти бурными темпами. Более того именно СПГ приведет к созданию глобального рынка газа.
В отношении Европы проблемы состоят в длительности периода перехода к использованию преимущественно возобновляемых источников энергии и длительности применения как переходного источника в качестве базового энергоносителя угля. По мнению Д.Хендерсона у угля будущего в Европе нет, что связано прежде всего с климатическими целями , связанными с сокращениями выбросов. С 2020 года европейские страны больше не будут строить электростанций на угле. На этот счет, по его словам, имеются соответствующие решения 28 европейских стран.
Если говорить о конкуренции сжиженного и трубопроводного газа на европейском рынке, то она будет в чисто экономическом плане определяться ценовыми факторами. В этом плане большое значение имеет договоренность «Газпрома» с ЕС, по которому «Газпром» обязуется не разделять европейский рынок и «раз и навсегда» снять барьеры и ограничения на перепродажу российского газа третьим странам. Следствием этого является сдвиг от долгосрочных контрактов на базе нефтяных цен к ценам на европейских хабах. К тому же при падении в Европе цен на газ низкий обменный курс рубля способствует конкурентоспособности российского трубопроводного газа, поскольку российские издержки определяются в рублях. К этому надо добавить фактические льготы, связанные с существующей в России системой налогообложения газодобывающей промышленности(экспортная пошлина и НДПИ). Все эти факторы, казалось бы, говорят в пользу утверждений господина Марио Мерена о преимуществах трубопроводного газа.
Однако с точки зрения Вячеслава Кулагина заведующий отделом исследований энергетического комплекса в Институте энергетических исследований РАН ситуация не столь однозначна. Насчет конкуренции СПГ и трубопроводного газа он исходит из того, что объем трубопроводного газа в обеспечении газом мировых рынков расти не будет и преимущественный рост будет приходиться на СПГ, доля которого в перспективе будет достигать 60%. Основной прирост производства СПГ будет, по его мнению, приходится на Австралию, США, Россию и Иран. По его мнению, в России ожидается бурное развитие СПГ и поставки СПГ даже могут в перспективе вытеснить поставки трубопроводного газа. Другими словами, российскому трубопроводному газу и на европейских рынках придется конкурировать не только с американским СПГ (который называется на перспективу как главный конкурент для российского газа), но и с российским СПГ, но только в отдаленных регионах, поскольку российскому СПГ вблизи российских границ конкурировать с трубопроводным газом тяжело. Но многое в данном случае будет определяться приоритетами, поскольку сейчас практически даже сжижение газа, добываемого в России, происходит за государственный счет. Другими словами, либо захват рынков, либо наполнение бюджета. Во втором случае российский СПГ не сможет конкурировать на внешних рынках с трубопроводным газом.
Однако, что касается американского сжиженного газа, то ситуация более сложная. Как рассказала на семинаре Мария Белова, директор по исследованиям VYGON Consulting, в США существует отличная от традиционной или классической схемы поставок сжиженного газа. В США добывающая компания-местный производитель не занимается самостоятельно ни сжижением, ни поставками и продажей конечному покупателю. Добытый газ (а это, как правило, сланцевый газ) продается на месте по ценам внутреннего американского рынка. Затем он поступает на завод по сжижению газа, сжижается и еще на заводе продается перекупщику, который и продает его уже конечному потребителю.
Для перекупщика или конечного владельца сжиженным газом в данном случае речь идет таким образом о поставках газа туда, куда выгодно. Именно это обстоятельство объясняет, почему США смогли поставить свой СПГ в 2016 году лишь 400 тысяч тонн в Европу- 10% американского экспорта, а 60% пошло в Латинскую Америку, потому что цены там были привлекательнее. 30% в азиатско-тихоокеанский регион (в Китай и Индию). Таким образом , мы не можем говорить о том, что американский сжиженный газ обязательно пойдет в Европу- н пойдет туда,где цена будет лучше. В этом плане будущее газового рынка в Европе с точки зрения его наполнения является достаточно неопределенным.
Более подробно о европейском газовом рынке и конкуренции на нем российского газа с американским СПГ читайте в майском номере НГ-Энергии.