Некоторые дроны могут летать сутки подряд на высоте 20 километров. Фото Reuters
Одна из крупнейших китайских компаний, торгующих в Интернете, объявила о строительстве небывалого инфраструктурного проекта по доставке товаров с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В течение трех лет в провинции Сычуань будет построено 150 аэропортов для беспилотных летательных аппаратов. Китайцы планируют увеличить грузоподъемность дронов до 500 кг и обеспечить дальность доставки до 300 км.
Первоначально дроны будут доставлять заказы жителям провинции Сычуань, позже проект планируют распространить на всю страну. Сначала будут использоваться дроны грузоподъемностью до 50 кг, а в планах – использование «тяжеловозов», способных перенести до полутоны грузов.
Китайцы ожидают, что дроны помогут сократить затраты на доставку грузов на 70%, прежде всего за счет доставки покупателям, живущим в отдаленных горных районах, где сложный ландшафт и неразвитая транспортная инфраструктура препятствуют оперативной курьерской доставке грузов.
Если планы китайцев будут реализованы, то это будет первая в мире логистическая сеть по доставке грузов дронами-курьерами. Уже в мае компания начнет разработку семи маршрутов для дронов, которые в перспективе должны будут доставлять грузы по всей территории КНР в течение 24 часов.
Первую коммерческую доставку дроном произвела компания Amazon – крупнейший американский ретейлер. В декабре прошлого года британец, живущий недалеко от склада компании, получил свой заказ, доставленный дроном за 13 минут. Amazon даже запатентовала технологию перевозки грузов с помощью беспилотных аппаратов. Правда, она до сих пор так и не реализована. Первый коммерческий дронопорт начал свою работу также в США в январе 2016 года.
Дроны, создававшиеся для военных нужд, уже давно работают и на гражданке: в Японии беспилотники используются в сельском хозяйстве уже более 10 лет. Но одно дело – наблюдать сверху за урожаем, стадом или трубопроводом, отгонять птиц от аэропорта, а другое дело – переносить грузы. Причем не сбиваясь с маршрута и в любую погоду, несмотря на дождь, снег или ветер.
В той же Японии, Великобритании, Сингапуре и многих других странах используют дроны с плоским верхом, которые могут доставлять еду и напитки посетителям кафе на скорости 40 км/ч. Кстати, мировой рынок услуг, на котором могут быть использованы дроны, оценивается почти в 130 млрд долл.
Для классификации БПЛА используется три основных параметра – вес, время и высота полета. Дроны класса «микро» имеют до 10 кг веса, 1 час работы с высотой полета до 1 км. Дроны класса «мини» – это аппараты весом до 50 кг и высотой полета до 5 км. Есть еще средние дроны – весом до 1 т, временем полета до 10–12 часов и высотой полета до 9–10 км. Наконец, тяжелые дроны имеют вес более 1 т, время работы более 24 часов и предел высоты – до 20 км.
Гражданские дроны, которые используются в качестве транспортных средств, переносят пока внутри городов относительно небольшие грузы. В сентябре 2016 года на Елисейских Полях в Париже провели первый фестиваль дронов, где показали машину, способную переносить грузы со скоростью до 30 км/ч на расстояние до 50 км.
После того как швейцарское Федеральное управление гражданской авиации разрешило американскому разработчику дронов Matternet осуществлять доставки по городу в любое время суток, партнер Matternet – Swiss Post – с 2018 года начнет использовать беспилотники для доставки образцов крови и других небольших грузов между больницами в Лугано.
Недавно специалисты российского Сбербанка завершили испытания беспилотного летательного аппарата, с помощью которого будут доставляться наличные деньги клиентам. «Представьте, что вы пообедали в кафе, а кассовый аппарат не работает и вы не можете расплатиться картой. В таком случае вам надо идти искать банкомат в незнакомом районе. И вот для такого случая онлайн-приложение – отличный выход», – рассказал представитель компании-разработчика Кирилл Самсонов.
Что касается безопасности, то на случай попытки грабителей завладеть содержимым контейнера будет срабатывать устройство, которое окрашивает наличные и делает их непригодными к использованию. Сбербанк планирует таким же образом доставлять наличные деньги пенсионерам и получателям различных пособий. Вероятно, речь идет о каких-то отдаленных или труднодоступных территориях.
Внедрение транспортных беспилотных летательных аппаратов возможно в середине следующего десятилетия, об этом рассказал министр транспорта Максим Соколов в своем выступлении на форуме Vestifinance. По его словам, использование дронов позволит осуществлять доставку медицинских препаратов, а также различных грузов в малонаселенные территории Севера и Дальнего Востока.
Возможность доставки продуктов дронами в Арктическом регионе может появиться в перспективе 10–15 лет, обещает замминистра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков. «Мы сейчас скорее пытаемся начать думать об освоении Арктики. Эта ниша связана с накопителями, с альтернативными источниками энергии. И кто знает – может быть связана с доставкой пищи на расстояние теми же самыми дронами. Это на самом деле перспективы лет 10–15», – объясняет Осьмаков.
Ранее в СМИ сообщалось, что в России попытка доставить пиццу дронами была впервые предпринята в 2014 году. Однако компания-оператор тут же получила иск в связи с нарушением правил использования воздушного пространства от транспортной прокуратуры, и эксперименты были завершены. Этот конфликт продемонстрировал несовершенство законодательства. В марте 2015-го вступили в силу поправки в Воздушный кодекс России, согласно которым на данный момент полеты беспилотных летательных аппаратов на территории Российской Федерации формально запрещены. Чтобы согласовать полет квадрокоптера (дрона с четырьмя пропеллерами), нужно получить разрешения от нескольких профильных организаций, что на практике немыслимо», – комментирует генеральный директор City Express Алексей Кичатов.
По его словам, даже если предположить, что в законодательстве в ближайшие годы что-то изменится, российская природа не позволит внедрить беспилотные технологии повсеместно. «Эти летательные аппараты не переносят низких температур. У нас такая доставка вряд ли будет безопасной, ведь уже сегодня рынок переполнен устройствами, перехватывающими чужие дроны», – поясняет он.
Руководитель проектов Института промышленного и гражданского проектирования «2К» Святослав Славин считает, что у китайцев – абсолютно реальные планы. «Китай неоднократно демонстрировал свои способности в массовой реализации революционных технологических идей. Доставка грузов дронами – закономерное развитие грузового транспорта, и Китаю ничто не может помешать стать лидером в этой области. Для этого у него есть дешевые технологии и деньги. А вот у нас такая сеть будет реализована не раньше, чем через лет десять. У нас сильная государственная зарегулированность бизнеса, что не позволяет ему также свободно развиваться как в Китае и США, а главное – дроны это всё еще прерогатива вооруженных сил РФ. Чтобы позволить частной компании устроить свою сеть дронов нужно изменять законы, составлять новые. Учитывая общую подозрительность, свойственную госорганам в отношении подобных технологий, развитие первой такой сети может быть поручено крупной госкомпании. В этом случае план вполне может быть реализован даже раньше, чем через десять лет. В целом, у нас это направление пока очень робко развивается как экспериментальное, чего нельзя сказать о военных аналогах», - сказал «НГ» Славин.